ан-НАДЖЖА̄Р, ал-Х̣усайн б. Мух̣аммад (род. в Куме, ум. ок. 845 г.) — известный богослов, последователей которого называли наджжаритами или хусайнитами. Плотник по профессии, ан-Н. прославился страстными диспутами, в частности с главой басрийских му‘тазилитов ан-Наззамом (ум. в 835-36 или 845 г.). После одного из диспутов с ним он и скончался. Согласно аш-Шахрастани, учения ан-Н. придерживалось большинство му‘тазилитов Рея и его окрестностей.
Ибн ан-Надим приводит названия ок. 20 сочинений ан-Н., в которых последний изложил свои богословские взгляды. Как свидетельствуют мусульманские доксографы, в одних вопросах ан-Н. сходился с му‘тазилитами, разойдясь с суннитами, в других — наоборот. В частности, как и все му‘тазилиты, он отрицал «вечные божественные атрибуты», за что его критиковали сунниты-сифатиты. В то же время он отвергал му‘тазилитский догмат о свободе человеческой воли, разделяя мнение суннитов-сифатитов о том, что Аллах — творец поступков людей и что возможность действовать возникает одновременно с действием. Его называли джабаритом (детерминистом), поскольку он считал, что в мире происходит только то, что пожелает Аллах. Веру он рассматривал как словесное признание истинности Аллаха, что проповедовали и мурджииты. Ан-Н. признавал учение об ал-ирджа’ («откладывание суждения» о поступках людей), на основании чего ал-Аш‘ари считал его последователем одной из мурджиитских школ. Среди самих наджжаритов возникли разногласия по частным вопросам догматики. В результате они распались на отдельные группы, из которых наиболее известны бургуситы, за‘фараниты и мустадрикиты.
Лит-ра: ал-Аш‘ари. Макалат, 135—136, 283—285; Ибн ан-Надим. Ал-Фихрист, 229; ал-Багдади. Ал-Фарк, 207 — 209; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 85—87.
С. М. Прозоров