ан-НАЗ̣З̣А̄М, Абӯ Исх̣а̄к̣ Ибра̄хӣм б. Саййа̄р (ум. в 835-36 или 845 г.) — видный представитель басрийской школы му‘тазилизма, последователи которого именовались ан-наззамийа (наззамиты). Труды ан-Н. не сохранились, наиболее достоверные сведения о его взглядах содержат сочинения его ученика ал-Джахиза. Ан-Н. придерживался общих установок му‘тазилизма, характерными же для него были положения: о сотворении всех вещей как о единовременном акте (джумлатан); об их «скрытом предсуществовании» (кумун); о делении тел до бесконечности; о «скачке» (тафра), который совершает движущееся тело от одного места к другому, минуя промежуточное; о телесности чувственно воспринимаемых качеств; о взаимопроникновении (мудахала) тел. Натуралистическая направленность взглядов ан-Н. особенно проявляется в его учении о господстве в мире естественной причинности, о «природе» (таб‘) вещей, с которой бог не может не согласовывать свои «действия». По свидетельству ал-Джахиза, ан-Н. и его последователи «предпочитали опыты над собаками и петухами молитве и чтению Корана… хаджжу и джихаду» (ал-Джахиз. Ал-Хайаван. 1. Каир, 1938, 216). Как крамольное отступление от «правоверия» богословы-догматики квалифицировали отрицание ан-Н. каких- либо стилистических достоинств Корана, его нападки на «праведных халифов» ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али, изобличение им во лжи авторитетных мухаддисов Абу Хурайры и ‘Абдаллаха б. Мас‘уда, его критическое отношение к хадисам.
Лит-ра: А. К. Закуев. Философия ан-Наззама. Баку, 1961; А. М. Абу Рида. Ибрахим б. Саййар ан-Наззам. Каир, 1946; R. Paret. An-Nazzam als Experimentator. — DI. 1939, 25, 228—233; J. van Ess. Das Kitab an-Nakt des Nazzam. Gottingen, 1972; M. Bernand. Le savoir entre la volonte et la spontaneite, selon an-Nassam et al-Ğahiz. — StI. 1974, 39, 25—57; он же. La critique de la notion de Nature (tab‘) par le Kalam. — StI. 1980, 81, 59—105; D. Eberhardt. Veranderung in der Philosophic Mu‘ammars und an-Nazzams. Tubingen, 1979.
Т.К. Ибрагим, А. В. Сагадеев