ан-НУС̣АЙРӢЙА — нусайриты, члены этноконфессиональной мусульманской общины, образовавшейся в X в. в среде «крайних» шиитов Северной Сирии. Более позднее название общины — ал-‘алавийун («сторонники ‘Али»), ‘алавиты. Название общины Н. связывают с именем Мухаммада б. Нусайра ан-Нумайри (ум. в Басре ок. 883 г.). По другим сведениям, Мухаммад б. Нусайр ан-Нумайри — глава и эпоним «крайних» шиитов-нумайритов, обожествлявших 10-го шиитского имама Абу-л-Хасана — ал-Хади ал-‘Аскари (ум. в 868 г.).
Фактический организатор общины Н. – шиитский богослов Мухаммад ал-Джаннан ал-Джунбулани (ум. в Халебе [Алеппо] в 957 или 968 г.). Вероучение Н. основано на исма‘илизме с элементами гностического христианства и астральных культов. Эманацией божества считается неразрывная триада Смысл (ма‘на) — Имя (исм) — Врата (баб). Она ассоциируется с Луной, Солнцем и небесами и периодически воплощается в пророках, последние из которых Мухаммад, ‘Али и Салман ал-Фариси. Н. верят в переселение — душ (танасух) мужчин. По степени посвящения разделяются на ‘амма и хасса («простые» и «особые»). Духовное образование и посвящение недоступно для женщин. Н. отвергают многие предписания ислама, при обрядах используют вино, однако имеют пищевые запреты — общие (свинина, зайчатина, угорь) и частные. Почитают ‘Ису и ряд христианских «святых», отмечают некоторые христианские праздники. Культовые сооружения Н. (кубба—«купол») возводят в честь почитаемых религиозных авторитетов. В ритуальном отношении Н. делятся на подгруппы — шамалийа, или шамсийа («северная», или — «солнечная»), с центром в Киликии и киблийа, или камарийа («южная», или «лунная»), с центром в Кардахе (Сирия). Н. сохраняют также племенное деление (соплеменности калбийа, хайатин, хаддадин, матавира и др.) и эндогамию. Века внешних гонений и внутренних распрей обусловили социальную замкнутость общины Н.
Основная масса Н.— земледельцы. В настоящее время больше половины Н. проживают в Сирии (мухафазы Латакия, Тартус, Хама, Хомс), около трети — в Турции (в окрестностях городов Тарсус, Адана, Антакья), остальные — в Северном Ливане. В Турции подвергаются активной ассимиляции.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты, 179; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 164—165, 236; L. Massignon. Les Nusayris. — Elaboration, 110 – 114; H. Hansen. An Ethnographical Collection from the Region of the Alawites. København, 1976 (Publications of the Carlsberg Expedition to Phoenicia, 4. Det Kongelige Danske Videnskabernes Selskab Historik-Filosofiske Skriften. 7, 5); L. Massignon. Nusairi. — El*, 3, 1030—1033.
М. А. Родионов