Апанаев, Габдулла (‘Абд Аллах б. ‘Абд ал-Карим … б. Апанай, 1862–1919) — татарский религиозный и общественный деятель, просветитель, публицист. Родился в Вятской губернии в семье казанского купца второй гильдии. Его отец А.И.Апанаев (1840–1892) постоянно проживал в Казани и имел в городе обширную недвижимость, мыловаренный завод, сеть магазинов. Эта линия разветвленной торговой династии дала татарскому обществу ряд прогрессивно мыслящих и преуспевающих предпринимателей. Так, прадед будущего муллы, купец первой гильдии, промышленник Ю.И.Апанаев (1770–1840) еще в 1806–1809 гг. содержал типографию, в которой были отпечатаны первые образцы духовной и учебной литературы на татарском языке. Сын последнего и двоюродный дед А. Г. за просветительскую деятельность удостоился отдельного очерка в знаменитом историко-биографическом сочинении Шихаб ад-дина ал-Марджани «Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва-Булгар».
Духовное образование А. Г. получил в одном из лучших конфессиональных учебных заведений города — мадрасе Марджанийа, занятия в которой начал посещать в 1870 г. По завершении полного курса обучения (1890 г.) он был назначен указом на должность второго муллы в Юнусовской мечети на Сенном базаре г. Казани. Он сразу же приступил к реформе приходской мадрасы, решив превратить ее в современное учебное заведение с новым методом обучения и разнообразной учебной программой, в которой органично сочетались бы богословские и светские научные дисциплины. Для этого он не пожалел большей части наследства, доставшегося ему после смерти отца: отдал собственный дом под помещение мадрасы, снабдил классы специальной мебелью и оборудованием, книгами, учебниками и различными пособиями. В его школе преподавал Х.Максуди — автор первых новометодных учебников на татарском языке, будущий редактор самой популярной у татар газеты Юлдуз, а среди шакирдов были будущие писатель Г.Исхаки, поэт Н.Думави и другие знаменитости. В истории Казани этамадраса, наряду со школой (мектеб/мактаб) Юнусовского приюта и мадрасы Мухаммадийа, стала фактически первым учебным заведением, в котором новый метод был внедрен еще в конце XIX в.
Очень скоро А. Г. заявил о себе и как о серьезном общественном деятеле. Первой и успешной пробой сил на этом поприще стало для него руководство Мусульманским благотворительным обществом — крупнейшей татарской общественной организацией, созданной в 1898 г. казанским купечеством и обладавшей значительным денежным капиталом. Находясь на посту председателя правления (с 1902 по 1906 г.), А. Г. внес в ее работу значительные изменения. При нем широкое распространение получил сбор пожертвований с благотворительных вечеров и спектаклей, увеселительных прогулок и народных праздников, что привлекло к богоугодному делу широкие слои населения. В этой же сфере он выступил смелым реформатором, сумев обратить на пользу общества религиозный налог на имущество (закят/закат) с казанских мусульман. Дело в том, что, по устоявшемуся мнению, поступления от этого налога шли конкретным людям, а не обществу или квартальной общине (махалла) в целом. Не вступая в полемику с консерваторами, А. Г. убедил богатых и влиятельных купцов в своей правоте. В результате в статье доходов благотворительного общества закят занял прочное место, опередив по прибыльности даже статью членских взносов.
В годы первой русской революции А. Г. раскрылся как грамотный, искусный политик, талантливый публицист, один из руководителей национально-освободительной борьбы народов Российской империи. Его по праву признают одним из основателей первой мусульманской политической партии в России Иттифак ал-муслимин («Согласие мусульман») и разработчиком ее программных документов; он неизменно избирался членом ее ЦК и казанского Бюро. Он был издателем и редактором газеты Азат («Свободный»), первый номер которой вышел в феврале 1906 г. В передовой статье этого номера выбранное изданием направление недвусмысленно характеризуется как борьба за свободу, социальную справедливость и национальное равноправие. Общественно-политическая активность А. Г. обеспокоила губернское начальство, начавшее решительную борьбу с главными «возмутителями спокойствия». В 1908 г. решением казанского губернатора была обезглавлена организация казанских младомусульман, отправлены в ссылку в Вологодскую губернию А. Г., Г.Баруди, С.Галеев, А.Казаков. По возвращении из ссылки (1910 г.) А. Г. вновь оказывается в самом центре общественной жизни. Он избирается гласным городской Думы и там работает сразу в четырех комиссиях, а также выдвигает свою кандидатуру на выборах в Государственную думу 4-го созыва. Помимо этого много времени он уделяет любимому делу — просветительству. В его мадрасе стали готовить преподавателей для новометодных школ губернии.
После 1917 г. А. Г. резко протестовал против узурпации власти большевиками, против разгона Учредительного собрания и разгрома «Забулачной республики». В июле 1919 г., во время бунта в Казани татарского запасного батальона он был арестован (в качестве заложника), обвинен в подготовке контрреволюционного мятежа и в убийстве (1918 г.) Мулланура Вахитова и расстрелян.
Лит-ра: Р.Р. Салихов. Имамы Сафиулла Абдуллин и Габдулла Апанаев — ученики и последователи Ш.Мардасани // Марджани: наследие и современность. Казань, 1998, 179-185.
Р.Р.Салихов