Арба‘ин – сороковой день после мученической смерти имама Хусайна, дата, значимая в шиитской-имамитской традиции. Согласно достаточно древнему поверью, в этот день в Кербеле отрезанная голова имама присоединилась к его телу. Сорокадневный период со дня смерти правоверного имеет для мусульман культурное и историческое значение, проявляясь в широком спектре исламских представлений о мире. Представляется, что есть два аспекта, в которых проявляется значение этого явления. Первый – метафизический: этот период готовит человека к осознанию итога своего жизненного пути. Во-вторых, в нем находит выражение скорбь по умершему. Примечательно, что, учитывая значимость личности имама Хусайна и событий в Кербеле для шиитов, оба эти аспекта арба‘ина, очевидно проявились в трауре по имаму. Этот траур также нашел проявление в практике, широко известной среди шиитов как «паломничество арба‘ина».
Анализ предыстории практики траура на 40-й день среди мусульман позволит пролить свет как на феномен сороковин по имаму Хусайну, так и на шиитские представления о них. Несомненно, значимость числа 40 и сорокового дня после какого-либо события имеет древнюю природу и выражена во множестве проявлений, однако в данном случае рассматриваются сороковины по умершим правоверным. В качестве одного из самых значительных примеров возникновения и развития идеи арба‘ина на раннем этапе мы можем привести некоторые нарративы, среди которых – история об Авеле и Каине. Существует рассказ о том, что Каин не знал, как похоронить Авеля: до сорокового дня после убийства брата он не понимал, что делать с его телом, пока не узнал об обычае захоронения, наблюдая за птицами [1.].
В рассказах о пророке Исе говорится, что с момента его распятия до вознесения прошло 40 дней [2.]. О деяниях верующего также говорится, что, согласно преданиям, через 40 дней после его смерти, когда для него открываются врата рая, через них проходят и его добрые дела [3.].
В ряде преданий можно найти свидетельства о том, что можно назвать вторым этапом в становлении идеи арба‘ина, который воплощается в концепте оплакивания. В рассказах об Авеле говорится, что Адам, узнав о смерти сына, плакал от горя 40 дней [4.]. В этой связи можно выделить группу сообщений, в которых небеса и небесные создания обращают внимание на смерть верующего, а также упоминается сорокадневное его оплакивание небесами и землей [5.].
Также в качестве примера можно привести 40 дней страданий и скорби Фатимы после смерти Пророка ислама [6.].
К этой традиции также можно отнести и откровение, о котором упоминает Абу-л-Фарадж Исфахани [7.] в контексте сорокового дня после смерти арабского поэта Абу Сахра Касира ибн Абд ар-Рахмана (ум. 150 г. хиджры / 767 г. н. э.).
Вышеупомянутая концепция оплакивания также присутствует в повествованиях, описывающих мученическую смерть имама Хусайна. Среди переданных сподвижниками имама Садика сообщений о нем встречается практически идентичное описание того, как небо, земля и солнце 40 дней кровавыми слезами оплакивают мученическую смерть имама Хусайна. В течение 40 дней горы сотрясаются, ангелы плачут над мучеником, а солнце на рассвете и закате окрашивается в неописуемо красный цвет [8.]. Целый ряд сообщений об убийстве Йахьи ибн Закарии, пророка, подтвердившего пророчество Исы ибн Марьям, обладает схожими чертами с описанием мученической смерти имама Хусайна (например, отделение головы от тела, помещение ее в таз, сорокадневное оплакивание солнцем, использование термина сейед аш-шухада [9.], что указывает на происхождение подобных преданий. Эта группа историй характеризуется тем, что в ней рядоположены имена имама Хусайна и Яхьи ибн Закарии: они оба связываются с кораническими сюжетами [10.], а также утверждается, что небо оплакивало именно их двоих 40 дней [11.].
Концепция, в которой отражается идея достижения совершенства и подготовки к уходу из этого мира, описываемая в преданиях, в сюжете о мученичестве Имама Хусайна, может находить отражение в эпизоде воссоединения его головы с телом на сороковой день после его мученической смерти. Абу Райхан аль-Бируни со всей очевидностью утверждает, что голова имама соединилась с его телом и была захоронена вместе с ним 20 сафара [12.]. Этот вопрос более полно освящен в некоторых сочинениях Ибн Тавуса. Он упоминает о путешествии четвертого имама вместе с другими членами ахл аль-байт из Сирии в Медину [13.]. В середине пути, после получения разрешения, он изменил свой маршрут и отправился в Кербелу, и 20 сафара, что совпадает с датой арба‘ина, достиг долины, и возложил голову имама к его телу [14.]. Однако в большинстве источников указывается, что отрубленная голова имама была принесена к его телу Ну‘маном ибн Баширом по приказу Язида ибн Муавии [15.]. Воссоединение головы имама с его телом на 40-й день его мученичества – тема, которой касались и авторы последующих веков [16.]. Однако некоторые, особенно Мирза Хусайн Нури, резко отвергали возможность присутствия пленников 20 сафара 61 (682) года у могилы имама Хусайна и других мучеников Кербелы, а также встречу с Джабиром ибн Абдаллахом (см. далее). Приводя различные аргументы в подтверждение своей позиции, они определяли эти события как невозможные [17.].
Ибн Тавус, продолжая тему арба‘ина, ссылается на отрывки рассказов о том, что Джабир ибн Абдаллах Ансари присутствовал на могиле Хусайна. Исходя из этих данных, можно заключить, что, когда караван пленников во главе с имамом Зайн ал-Абидином прибыл в Кербелу, они встретили Джабира, приехавшего к могиле имама Хусайна; затем все они предались трауру и скорби [18.]; таким образом, Ибн Тавус связывает посещение могилы имама с днем арба‘ина.
Как паломничество в честь арба‘ина, так и присутствие Джабира в Кербеле упоминались и до Ибн Тавуса. Бируни утверждает, что в его время [X-XI вв.] 20 сафара называлось днем паломничества в честь арба‘ина потому, что это был 40-й день после смерти имама, а не потому, что 40 его потомков пришли навестить его могилу (там же). Шейх Муфид также посвятил часть своей «Китаб ал-мазар» теме достоинств паломничества в арба‘ин [19.].
С другой стороны, присутствие Джабира на могиле Хусайна подтверждается многими авторами, писавшим до Ибн Тавуса, – Имад ад-Дином Мухаммадом Табари [20.] и, с некоторым отличием в выражениях, Ибн Нама [21.]. Здесь автор объединяет несколько тем: смена пути пленников в сторону Кербелы, посещение Джабиром могилы имама и перенос его головы туда в тот же день, встреча имама Саджжада и Джабира, а также тема паломничества в честь арба‘ина. Вне зависимости от высказанной критики и того, имеет ли изложенное Ибн Тавусом предысторию, факт заключается в том, что его утверждение стало поворотным моментом в формировании представлений о том, что, во-первых, 20 сафара является арба‘ином, 40-м днем мученичества и днем посещения могилы имама Хусайна, и, во-вторых, оно привело к формулированию и определению направления развития таких понятий, как паломнические молитвы в честь арба‘ина [22.]. Ибн Тавус привел полные тексты молитв, которые используются при прощании с местом паломничества во время арба‘ина, а также при посещении других мучеников, дополнительно снабдив тексты комментариями [23.].
То, что со времен Бируни описывалось как паломничество в честь арба‘ина, а в повествовании об имаме Хасане Аскари также упоминается как одно из 5 действий правоверного [24.]), в более поздние периоды становится трауром по имаму Хусайну и даже обрастает устойчивым термином – «арба‘ин-е хосейни» [25.], и сопровождается различными обычаями – например, чтением паломнических молитв [26.]. Важно отметить, что у шиитов из разных земель распространен обряд роузехани, который начинается за одну-две ночи до арба‘ина и представляет собой коллективную церемонию для сбора подношений и принятия обетов [27.]. В этот день проводятся та‘зия и другие религиозные представления, траурные церемонии, чтение нуха и сбор подношений [28.]. В это время люди, руководствуясь собственными религиозными убеждениями и соразмеряя собственные силы, посещают святые места, оставляют ленты на могилах религиозных авторитетов и пречистых имамов, молятся о разрешении своих трудностей [29.].
Лит.: Ибн Бабуйе, Мухаммад, «Камал ад-дин ва тамам ан-ни‘ма», Али Акбар Гафари, Тегеран, 1390 г.; Ибн Джаузи, Абд ар-Рахман, «Ал-Мудхиш», изд. Марвана Каббани, Бейрут, 1985 г.; Ибн Тавус, Али, «Икбал ал-‘Амал», Тегеран, 1390 г.; Он же, «Ал-Лухуф», Наджаф, 1369 г./1950 г.; Он же, «Мисбах аз-Заир», Кум, 1417 г.; Ибн Кулуйя, Джафар, «Камаль аз-Зиярат», Кум, 1417 г. х.; Ибн Касир, «Тафсир ал-Кур’ан ал-‘Азим», Бейрут, 1401 г.; Ибн Нама, Джафар, «Мусир ал-Ахзан», Кум, 1406 г.; Абу-с-Сауд, Мухаммад, «Тафсир», Бейрут, 1414 г. хиджры/1994 г.; Абу-л-Фарадж Исфахани, «Аль-Агани», изд. Самир Джабер и др., Бейрут, 1407 г./1986 г.; Амин, Мохсен, «Аян аш-Ши‘а», изд. Хасан Амин, Бейрут, 1403 г./1983 г.; Аминиан, Сайфулла, «Ритуалы и церемонии мохаррама в Аране и Бидголе», сборник статей первой конференции Мухаррам и культуре иранского народа, Тегеран, 1379 г.; Обен, Эжен, «Современный Иран», перевод Али Асгара Саиди, Тегеран, 1362 г.; Болюкбаши, Али, «Нахлгардани», Тегеран, 1380 г.; Бируни, Абу Рейхан, «Ал-Асар ал-Бакия», изд. Захау, Лейпциг, 1933 г.; Пурказем, Казем, «Социология арабских племен Хузестана», Тегеран, 1375 г.; Са‘либи, Абд ар-Рахман, «Тафсир», Бейрут, 1418 г.; Са‘либи, Ахмад, «Кисас ал-Анбийа», Бейрут, ал-Мактаб ал-Сакафия; Хусайни Джалали, Мухаммад Джавад, «Введение в “Муснад ар-Резайи” Давуда ибн Сулеймана Гази», Кум, 1418 г.; Хамдаллах Мостоуфи, «Избранная история», автор Абд ал-Хусайн Наваи, Тегеран, 1339 г.; Хандамир, Гияс ад-дин, «Хабиб ас-Сийар», Тегеран, 1333 г.; Сепехр, Абд ал-Хусайн, «Записки Малик ал-Муваррихин», изд. Абдаллах Хусайн Наваи, Тегеран, 1368 г.; Замир, Амангельди, «Чаиине, традиционный обычай Мухаррама в Иламе», сборник статей первой конференции Мухаррама и иранской народной культуры, Тегеран, 1379 г.; Имад ад-дин Табари, Хасан, «Камил-е Бахаи», Кум, 1367 г.; Имад ад-дин Табари, Мухаммад, «Башарат ал-Мустафа», Наджаф, 1383 г./1963 г.; Кази Табатабаи, Мухаммад Али, «Исследование первого арба‘ина господина мучеников», Кум, 1368 г.; Священный Коран; Куртуби, Мухаммад, «Тафсир», изд. Ахмад Абд ал-Алим Бардуни, Каир, 1372 г.; Калькашанди, Ахмад, «Субх ал-И‘ша», Йусуф Али Тавал, Дамаск, 1987 г.; Коми, Аббас, «Мунтаха ал-Амал», Тегеран, Эльми; Кашифи, Хусайн, «Раузат аш-Шухада», изд. Мухаммад Рамезани, Тегеран, 1341 год; «Книга Салима ибн Кайса Куфи», изд. Мухаммад Бакир Ансари, Кум, 1415 г. хиджры; Каф‘ами, Ибрахим, «Ал-Мисбах», Тегеран, 1321 г. хиджры; «Сообщения сил правовопорядка из районов Тегерана», авторы Ансие Шейхрезаи и Шахла Азари, Тегеран, 1377 г.; Маджлиси, Мухаммад Бакир, «Бихар ал-Анвар», Бейрут, 1403 г. хиджры/1983 г. н. э.; «Этнография траурной церемонии Мухаррам (в городе Бирджанд)» изд. Ахмад Барабади, Тегеран, 1380 г.; Муфид, Мухаммад, «Ал-Иршад», Кум, 1413 г.; Он же, «ал-Мазар», Кум, 1413 г. хиджры; Нури, Хосейн, «Лу’лу’ и Марджан», изд. Хусайн Остад Вали, Тегеран, 1375 г.; Нишабури, Мухаммад, «Раузат ал-Ва‘изин», изд. Мухаммад Махди Хорсани, Наджаф, 1386 г.
Фарамарз Хадж Манучехри