Арслан-баб — 1) «старший святой» историко-культурного региона Туркистан, легендарный учитель хваджи Ахмада ал-Йасави (ум. в 1166-67 г.). Посещение его мавзолея в поселке Шаульдер (древний Отрар) Южно-Казахстанской области и проведение ночи у его могилы— один из основных этапов в совершении паломничества (зийара) к мавзолею Ахмада ал-Йасави.
Древний культ А.-б. по своему происхождению, видимо, связан с силами природы и водными источниками: сезонный ураганный ветер в этой местности называют «ветром А.-б.» (Арслан-баб шамали), несколько горных речушек и каналов носят его имя (Уграк Арслан суй, Арсланлик ариг, Арсланлик суй). В исламизации и реисламизации этого культа можно выделить несколько этапов.
Кахтанидский этап. В результате распространения идей и мотивов южноаравийского (кахтанидского) предания в окраинных районах Центральной Азии он приобретает черты героя из коранического народа ‘адитов, обладавшего огромным ростом (надгробие над его могилой в селении Шаульдер достигало невероятной длины — 24 м), становится долгожителем (по преданию, он прожил 340 лет).
Кайсанито-мубаййидитский этап. В период доминирования учения «одетых в белое» (перс. сафид-джамеган, араб. ал-мубаййида) он становится потомком имама кайсанитов Мухаммада б. ал-Ханафии (ум. в 700 г.), к его имени добавляется кайсанито-шиитский титул баб («врата»).
Этап хадисоведов. Усилиями местных мухаддисов, творивших в Х–ХI вв. в жанре фада’ил («достоинства [городов и их окрестностей]»), он превращается в 340-летнего сподвижника Пророка — (Абу Джа‘фара Мухаммада б.) Настура ар-Руми. По сведениям Абу Хафса ан-Насафи (ум. в 1142 г.), в Фарабе в XI в. он передавал непосредственно от имени Пророка 14 хадисов.
Суфийский этап. Он превращается в другого сподвижника Пророка — Салмана ал-Фариси (ум. в 657 г.), долгожителя, имевшего почетное задание Пророка передать его наследие в форме финика (пахла,хурма) хвадже Ахмаду ал-Йасави. В родословных туркистанских хваджей он — старший современник, ближайший родственник хваджи Ахмада ал-Йасави (дядя со стороны отца). При его могиле возникает ханаках (суфихана), где йасавит суфи Мухаммад Данишманд Зарнуки (XII в.) обучает муридов радениям (зикр джахр).
2) «Святое» место у целебного источника возле города Джалалабад в Республике Кыргызстан. Сюда с надеждой на выздоровление от болезней совершают паломничество или приезжают просто на отдых тысячи жителей со всей Ферганской долины и из окрестных горных районов.
По одной из версий местных преданий, имя «святого» —‘Абд ар-Рахман, сын Исхич-баба, прямого потомка имама Мухаммада б. ал-Ханафии. Он прибыл сюда во главе первых арабов-мусульман и обратил в ислам население этих местностей. Затем ходил на священную войну (газв) в Восточный Туркистан до города Хотан. По возвращении из похода скончался в местности Карагина (Джалалабад).
По другим версиям, он — сын Халида б. ал-Валида или даже сподвижник Пророка ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф.
Лит-ра: ал-Багдади. Та’рих Багдад, I, 163—171; ‘Умар б. Мухаммад ан-Насафи. Ал-Канд фи зикр ‘улама’ Самарканд. Тахкик Йусуф ал-Хади. Тихран, 1999, 348-349, 365-366; Муса Сайрами. Та’рих-и аминийа. СПб., 1904, 289; Насаб-намайи Исхидж-баб / Рук. из частного собрания Шавасила Зиядова (Таш.).
А.К.Муминов