Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        АРСЛАН-БАБ

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 9 марта, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        Арслан-баб — 1) «старший святой» историко-культурного региона Туркистан, легендарный учитель хваджи Ахмада ал-Йасави (ум. в 1166-67 г.). Посещение его мавзолея в поселке Шаульдер (древний Отрар) Южно-Казахстанской области и проведение ночи у его могилы— один из основных этапов в совершении паломничества (зийара) к мавзолею Ахмада ал-Йасави.

        Древний культ А.-б. по своему происхождению, видимо, связан с силами природы и водными источниками: сезонный ураганный ветер в этой местности называют «ветром А.-б.» (Арслан-баб шамали), несколько горных речушек и каналов носят его имя (Уграк Арслан суй, Арсланлик ариг, Арсланлик суй). В исламизации и реисламизации этого культа можно выделить несколько этапов.

        Кахтанидский этап. В результате распространения идей и мотивов южноаравийского (кахтанидского) предания в окраинных районах Центральной Азии он приобретает черты героя из коранического народа ‘адитов, обладавшего огромным ростом (надгробие над его могилой в селении Шаульдер достигало невероятной длины — 24 м), становится долгожителем (по преданию, он прожил 340 лет).

        Кайсанито-мубаййидитский этап. В период доминирования учения «одетых в белое» (перс. сафид-джамеган, араб. ал-мубаййида) он становится потомком имама кайсанитов Мухаммада б. ал-Ханафии (ум. в 700 г.), к его имени добавляется кайсанито-шиитский титул баб («врата»).

        Этап хадисоведов. Усилиями местных мухаддисов, творивших в Х–ХI вв. в жанре фада’ил («достоинства [городов и их окрестностей]»), он превращается в 340-летнего сподвижника Пророка — (Абу Джа‘фара Мухаммада б.) Настура ар-Руми. По сведениям Абу Хафса ан-Насафи (ум. в 1142 г.), в Фарабе в XI в. он передавал непосредственно от имени Пророка 14 хадисов.

        Суфийский этап. Он превращается в другого сподвижника Пророка — Салмана ал-Фариси (ум. в 657 г.), долгожителя, имевшего почетное задание Пророка передать его наследие в форме финика (пахла,хурма) хвадже Ахмаду ал-Йасави. В родословных туркистанских хваджей он — старший современник, ближайший родственник хваджи Ахмада ал-Йасави (дядя со стороны отца). При его могиле возникает ханаках (суфихана), где йасавит суфи Мухаммад Данишманд Зарнуки (XII в.) обучает муридов радениям (зикр джахр).

        2) «Святое» место у целебного источника возле города Джалалабад в Республике Кыргызстан. Сюда с надеждой на выздоровление от болезней совершают паломничество или приезжают просто на отдых тысячи жителей со всей Ферганской долины и из окрестных горных районов.

        По одной из версий местных преданий, имя «святого» —‘Абд ар-Рахман, сын Исхич-баба, прямого потомка имама Мухаммада б. ал-Ханафии. Он прибыл сюда во главе первых арабов-мусульман и обратил в ислам население этих местностей. Затем ходил на священную войну (газв) в Восточный Туркистан до города Хотан. По возвращении из похода скончался в местности Карагина (Джалалабад).

        По другим версиям, он — сын Халида б. ал-Валида или даже сподвижник Пророка ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф.

        Лит-ра: ал-Багдади. Та’рих Багдад, I, 163—171; ‘Умар б. Мухаммад ан-Насафи. Ал-Канд фи зикр ‘улама’ Самарканд. Тахкик Йусуф ал-Хади. Тихран, 1999, 348-349, 365-366; Муса Сайрами. Та’рих-и аминийа. СПб., 1904, 289; Насаб-намайи Исхидж-баб / Рук. из частного собрания Шавасила Зиядова (Таш.).

        А.К.Муминов

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018ПерсоналииТопонимы
        Теги:
        исламизацияЙасавилегендаризация и мифологизациямазарсвятыетуркистанЦентральная Азия
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ПЕРЕВОД КОРАНА НА ДРУГИЕ ЯЗЫКИ
        • 29 мая, 2024
        НАУРУ́З
        • 19 марта, 2024
        ХУШТАДА
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 19 октября, 2022
        ХИКМАТ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 25 июля, 2022