Арчман-ата — одно из связанных с культом природы наиболее посещаемых святых мест Туркменистана. Особую популярность приобрело благодаря соседству курорта Арчман, имевшего в СССР статус общесоюзного. Находится на территории Бахарденского этратт (района), в 120 км западнее Ашхабада. До 80-х гг. XX в. представляло собой земляной могильный холмик длиной 4 м, обнесенный глинобитной оградой. Слева от входа внутри ограды на двух вертикальных метровых подпорках лежала жердь, имитирующая так называемое чиле агач — «дерево чиле», под которым, троекратно обходя могилу, должны были, нагнувшись, пройти женщины с больными детьми, желая избавить их от болезни. В изголовье могилы стоял сосуд, в который паломники клали дары — деньги и сладости. В конце 70-х или начале 80-х гг. глинобитная ограда была заменена оградой из бутового камня, а в изголовье могилы появилась плита из белоснежного мрамора, на которой после традиционного Бисми-Ллахи ар-Рахман ар-Рахим («Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного») было начертано имя «святого» — Кочкар-ата. Святилище А.-а. носит и такое название, ему отдают предпочтение старожилы селения Арчман, расположенного в 3 км от курорта. В 90-х гг. над святилищем был выстроен кирпичный мавзолей.
Начало паломничества к этому святому месту уходит в седую старину и связано с вытекающим тут же из-под горы Дегирмендаг ручьем с серно-родонистой водой, универсальные лечебные свойства которой были издавна замечены как людьми, так и дикими животными. С этим местом связаны два варианта легенды. Согласно одному из них, более распространенному, первым, кто случайно открыл целебные свойства источника, был некий пастух Арчман, страдавший от чесотки. Наткнувшись на ручей и искупавшись в нем, он навсегда избавился от своей болезни. После этого люди стали называть источник по имени открывшего его пастуха. Предполагается, что имя/название Арчман происходит от перс. арджуманд («благородный»; «отличный», «превосходный», «драгоценный»), что вполне соответствует репутации источника. Другой вариант легенды гласит, что название источника, а затем и святилища близ него связано с горным бараном-архаром, кочкаром, который лечил свои раны в ручье. Это было замечено, и люди, последовав примеру животного, тоже стали использовать воду источника в подобных целях. Поэтому целебный источник назвали именем его первооткрывателя, прибавив к нему в знак уважения слово ата («отец», «дед», «предок»). В любом случае могила «святого» здесь является попыткой представителей официальной религии как-то «мусульманизировать» слишком явный до того языческий характер обращения к силам природы.
Ритуал паломничества помимо молитвы, привязывания вотивных тряпочек к шесту у «могилы» «святого» и пролезания, при необходимости, под чиле агач включает также ряд других характерных элементов. Это прежде всего изготовление глиняных лепешечек, которыми облеплены все наружные стены гробницы. Глину, смоченную водой чудотворного источника, паломник кладет на больное место. Затем скатывает из нее шарик-лепешечку, который и прилепляет к стене святилища. Считается, что, когда лепешечка высохнет и отвалится от стены, «отсохнет» и болезнь страждущего. Множество лепешечек валяется на земле у стен святилища. Другой элемент ритуала — подъем по тропинке на невысокую, но довольно крутую гору Дегирмендаг к установленной там как символ курорта, отражающий один из вариантов народной легенды, скульптуре архара. У его ног, как и у могилы «святого», паломники оставляют определенные дары, а шея архара сплошь увешана вотивными тряпочками. Попытка официальных властей демонстративно сорвать тряпочки с каменного архара не дала желаемого результата: паломничество к нему временно прекратилось, но вскоре возобновилось.
В 50-60 метрах от А.-а. находится домик следящего за чистотой на святилище смотрителя-мюджевюра — официального сторожа расположенного тут же, в нескольких десятках метров, закрытого для посторонних источника-бассейна, откуда вода по трубам подается к лечебным корпусам курорта. Смотритель оперативно появляется у каждой группы паломников, читает молитву, отвечает на вопросы пришедших и принимает соответствующие дары для «святого».
Паломники к А.-а. — не только сотни больных, прибывающих на курорт по путевкам, но и множество людей, приезжающих сюда «дикарями». Для купания последних в 80-е гг. в полукилометре к северу от курорта сооружен специальный платный бассейн, куда поступают излишки воды арчманского источника.
Лит-ра: С.Демидов. У подножия «священного» архара//Комсомолец Туркменистана. 11.09. 1982; он же. Легенды, 76-83.
С.М.Демидов