ар-Рабгузи, Бурхан ад-дин б. Насир ад-дин (род. примерно в сер. XIII в.) — автор одной из первых тюркоязычных (чагатайских) версий «Сказания о пророках». Биографических сведений о нем сохранилось немного. Некоторое время он занимал должность кади в хорезмском селении Рабат-угузи, по которому и получил свою нисбу. Затем перебрался в центральные районы Мавараннахра и попал в свиту амира Тукбуги, которого исследователи отождествляют с одним из ближайших советников чагатайского хана Тармаширина (1326-1334) — амиром Насир аддином Тукбугой. Тармаширин (его ставка находилась в Нахшабе, совр. Карши) — один из первых монгольских правителей, который со своим ближайшим окружением принял ислам. Это вызвало потребность в более понятной придворным кругам и простым людям тюркоязычной мусульманской литературе, в частности составленной в уже традиционном к тому времени жанре сказаний о пророках. Ар-Р. получил заказ и написал (завершил в 1310-11 г.) ставшее известным сочинение Кисас ар-Рабгузи (Кисас ал- анбийа’, Китаб-и Рабгузи). До сих пор оно рассматривалось как литературно-фольклорное, наиболее раннее огуз-кипчакское (по мнению других— чагатайское) произведение и послужило отчасти основой для составления знаменитых древнетюркских словарей (Л.З.Будагова, В.В.Радлова).
Не меньший интерес представляет изучение сочинения ар-Р. в сравнении с тафсирами, со знаменитыми арабо- и персоязычными версиями сказаний о пророках, которые автор использовал (в частности, «Кисас ал-анбийа’» Абу Исхака ал-Найсабури, «‘Исмат ал-анбийа’» ал-Башагири и т.д.). Он приводит историю 33 пророков (включая Мухаммада), обогащая ее древнетюркскими (монгольскими?) легендами, героями тюркоязычного фольклора. При этом в изложении истории некоторых библейских пророков (Аййуб/Иов, Ибрахим/Авраам и т.д.) версии автора скорее приближены к библейским сюжетам, нежели к тафсирам или к другим известным автору мусульманским историям пророков. С другой стороны, можно выделить рассказы, подобные, например, истории Шам‘уна/Иуды, который — в отличие от библейских и мусульманских версий — не «продал» ‘Ису/Иисуса, а был послан им в «государства Рума» (Малую Азию) для распространения ислама (!) и затем достиг степени пророка (ан-наби). Оригинальны версии историй тех пророков, чьи мнимые могилы (или места, которые они посетили) были и остаются известными и почитаемыми в Средней Азии: Сулай- ман/Соломон (Тахт-и Сулайман в Оше), Аййуб/Иов (Чашма-йи Аййуб в Бухаре), Данийал/Даниил (Самарканд, городище Аф- расиаб), упомянутый Шам‘ун ан-наби/Иуда (городище Миздахкан, Ходжейли, Каракалпакия) и т.д.
В определенной мере «Сказание» ар-Р. отразило один из этапов исламизации монгольских и тюркских народов путем исламизации их фольклора, героев древнего эпоса, на который, видимо, в свое время сильно повлияла несторианская традиция; возможно, этим обстоятельством следует объяснить выбор ар-Р. уже устоявшихся в тюрко-монгольском фольклоре библейских (несторианских?) сюжетов.
Сочинение ар-Р. стало одним из самых популярных среди тюркоязычных читателей. Наряду с рукописями (или отрывками из них) известно не менее 20 литографированных изданий этого произведения (с сер. XIX в., Ташкент, Уфа, Куканд/Коканд, Фар- гана/Фергана, Каган) и несколько наборных (Казань, Анкара).
Год смерти ар-Р. и место его погребения точно неизвестны. В некоторых районах по течению Кашка-дарьи бытуют легенды, согласно которым могила ар-Р. находится в селении Пудина (в 15 км к западу от Карши), рядом с могилой известного йасавийского шайха Кусам-ата (один из наставников знаменитого Баха’ ад-дина Накшбанда). Легенды превратили ар-Р. в сподвижника пророка Мухаммада, который будто бы велел ему описать его жизнь и жизнь бывших до него пророков. Затем Мухаммад послал его «в тюркские земли» с поручением распространять ислам.
Лит-ра: Кисас ар-Рабгузи /Рук. ИВ АН РУз, № 10252; Путешествия, 268; Н.Ф.Катанов. Мусульманские легенды. Тексты и переводы, СПб., 1894 (Записки Императорской Академии наук. ЬХХУ. Приложение, № 3); С.Е.Малов. Мусульманские сказания о пророках по Рабгузи // Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. V. Л., 1930, 507-525; он же. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.-Л., 1951; Боровков. Очерк, 26-27; Kissas-I Enbiya. Ed. Čemiloglu. Ankara, 1994.
И.А.Каюмова