ар-РА’Й («взгляд», «мнение», «суждение») — в фикхе по преимуществу означает собственное независимое мнение или суждение законоведа (факиха), на основании которого он выносит какое-либо правовое решение. Возникновение специфического понятия ар-Р. по традиции связывается с халифом ‘Умаром (634—644), пославшим ‘Абдаллаха б. Мас‘уда, одного из сподвижников Мухаммада, в Ирак в качестве судьи и вероучителя с наставлением судить, «как видишь и полагаешь» (би-р-ра’й ва-н-назар). При этом халиф разъяснил, что под ар-Р. подразумеваются суждение по аналогии (ал-кийас) и общественная польза (ал-маслаха). За иракскими последователями ‘Абдаллаха б. Мас‘уда утвердилось название «сторонники независимого мнения» (асхаб ар-ра’й) в противопоставление мединским факихам, названным «сторонниками предания» (асхаб ал-хадис).
С конца VII — начала VIII в. из еще очень неопределенного понятия ар-Р. стали выделяться различные категории, определявшие методы рационалистического исследования и решения правовых вопросов. Первые из них, «суждение по аналогии» (ал-кийас) и «предпочтительное решение» (ал-истихсан), разработаны Хаммадом б. Аби Сулайманом (Ирак, рубеж VII—VIII вв.) и его учеником Абу Ханифой ан-Ну‘маном. Современник Абу Ханифы Малик б. Анас (Медина) разработал категории «независимое суждение ради пользы» (ал-истислах) и «суждение о разрешении и запрещении» (аз-зара‘и). Ученик Малика Мухаммад аш-Шафи‘и разработал категорию «дедуктивный вывод» (ал-истидлал). Кроме того, все они в большей или меньшей степени применяли категорию «презумпция неизменности состояния» (ал-истисхаб). Эти категории, не содержащие в себе прецедентного правового материала, позволяли широко и успешно сопрягать основные принципы шари‘ата с повседневной правовой практикой, выносить решения, не подвергая сомнению эти принципы и обходя затруднения, возникающие при буквальном истолковании текстов Корана и сунны. Применение одних категорий ар-Р. и отрицание других является одним из определяющих признаков различия (ал-ихтилаф) между богословско-правовыми школами (мазхабами).
Умение пользоваться принятыми категориями ар-Р. составляет один из основных элементов профессионального мастерства богослова-правоведа (факиха).
После сложение мазхабов понятие ар-Р. как комплекс рационалистических методов, применяемых для исследования правовых казусов, выведения правовых норм и применения их на практике, вышло из употребления, будучи поглощенным понятием иджтихад или ассоциируясь с главной категорией ар-Р.— ал-кийас.
Лит-ра: Абу Захра. Та’рих ал-мазахиб, 1, 12—21; Bravmann. Background, 177—188; D. Schacht. Fikh.—EI, NE, 2, 889.
А. С. Боголюбов