АС̣Х̣А̄Б ал-К̣АХФ — коранические персонажи («обитатели пещеры») — юноши, проспавшие по воле Аллаха много лет в пещере, где укрылись от врагов. В качестве примера чудес, которые Аллах творит, чтобы защитить истинных верующих, Коран сообщает историю об «обитателях пещеры» и ар-Ракиме (место событий?). Спрятавшись в пещере, юноши воззвали к Аллаху о помощи, и он «закрыл им уши в пещере на многие годы», а затем воскресил в назидание людям. Эти юноши уверовали в единого бога, отказались поклоняться другим божествам и порвали со своими сородичами. По приказу Аллаха они удалились в пещеру, где крепко заснули — они сами и их собака, растянувшаяся у входа. Когда Аллах пробудил их, они думали, что прошла лишь часть дня, и послали одного из них с деньгами купить еды, соблюдая осторожность, чтобы сородичи не узнали о них и не напали. Аллах же дал людям узнать об этом в назидание, и они построили над пещерой молитвенное сооружение (масджид), а затем стали спорить, сколько же было людей в пещере — пятеро или шестеро; спали они 309 лет, точный срок и число спящих известны только Аллаху (К. 18:9/8—26/25).
Согласно преданиям, комментирующим этот коранический рассказ, речь идет о молодых людях из некоего города в Малой Азии или Сирии, которые приняли христианство во времена царя Дакйануса (вар.: Дакйуса — император Деций). Они подверглись гонениям и спрятались в пещере, в которую преследователи не смогли проникнуть. Решив удалиться от людей, они замуровали вход в пещеру, а Аллах надолго усыпил юношей. Через много лет пещеру вскрыл пастух, сделавший там загон для скота, не заметив спящих. Они проснулись примерно через 300 лет и послали одного из них купить хлеба. Булочник не признал предложенную ему монету и доставил юношу к царю, который узнал монету, и так выяснилось, что они проспали около 300 лет. Тем временем христианство уже победило, и история юношей получила широкую известность, а над пещерой была сооружена церковь. Сами же юноши уснули вечным сном.
В разных местах мусульманского мира — в Малой Азии, в Сирии и Палестине, в Йемене, в Магрибе и Испании — показывают пещеры, бывшие якобы местом сна коранических «обитателей пещеры». Их имена, приводимые преданием, считаются обладающими магической силой, так же как и имя их собаки — Китмир.
Коран цитирует один из вариантов известного христианского сказания о «семи отроках эфесских», оно же использовано в послекоранических сказаниях. Детали коранического рассказа — название места (Раким=Рекем), ориентировка отверстия пещеры на юг, наличие над ней храма, сиро-палестинские диалектизмы в прямой речи и т. д.— позволяют предположить, что в Коране речь идет не об эфесской пещере, обычно являющейся местом действия легенды, а о погребении на территории римского некрополя в окрестностях нынешнего Аммана, с которым, видимо, еще до ислама в Сирии и Палестине связывали эту легенду. Именно здесь ее мог услышать Мухаммад, возможно посещавший эти места с торговыми караванами.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 775—782; он же. Тафсир, 15, 130—151; ас-Са‘лаби. Кисас, 231—241; ал-Байдави. Тафсир, 1, 556—559; А. Е. Крымский. Семь спящих отроков. М., 1912; Horovitz- Untersuchungen, 95, 98—99; L. Massignon. Les septs dormants d’Ephese en Islam et en Chretiente.— REI. 1954, 22, 59—112; A. J. Wensinck. Ashab al-Kahf.— EI, 1, 497—498; R. Paret. Ashab al-kahf.— El, NE, 1, 712—713.
М.Б.Пиотровский