АС̣Х̣А̄Б ал-УХДӮД («люди рва») — кораническое выражение. «Убиты будут владетели рва, огня, обладающего искрами. Вот они сидят над ним и созерцают то, что творят с верующими» (К. 85:4—7). Обычно это место толкуют как отражение казней христиан йеменского города Наджрана в 513 г. н. э. Принявший иудейство царь Йемена Йусуф Ас’ар (в легенде — Зу Нувас), борясь с эфиопским влиянием и его проводниками, йеменскими христианами, осадил и взял мятежный город Наджран, а христианам, согласно легенде, предложил выбор между отречением от своей веры и смертью в огне. Наджранцы предпочли мученическую смерть и были сожжены в специально вырытом для этого рву.
Это место толкуют также и как отражение истории пророка Даниила (Даниил, 3:19—28), и как описание ада. Рассказы о йеменских событиях, как и многие другие христианские предания, были широко распространены в Аравии. Поэтому в данном отрывке из Корана можно видеть многоплановое сочетание конкретных воспоминаний о казни христиан с легендами об этом и о других испытаниях в вере, приобретших в контексте коранической проповеди эсхатологическое звучание.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 925—927; он же. Тафсир, 30, 84—87; ас-Са‘лаби. Кисас, 246—248; ал-Байдави. Тафсир, 2, 395—396; А. Г. Лундин. Южная Аравия в VI веке.— ПС. 1961, 8, 31—45; М. Б. Пиотровский. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневекового общества. М., 1985, 164—165; A. Moberg. The Book of the Himyarites. L., 1924; Horovitz- Untersuchungen, 12, 92—93; Speyer. Erzählungen, 424—425; W. M. Watt. The Men of the Ukhdud. — The Muslim East. Budapest, 1974; Paret. Kommentar, 505—506; A. J. Wensinck. Ashab al- Ukhdud.— EI, 1, 498—499; R. Paret. Ashab al-Ukhdud.—EI, NE, 1, 692.
М.Б.Пиотровский