ас̣-С̣А̄БИ’ӮН (или ас̣-с̣а̄бӣйа) — сабии, одна из категорий ахл ал-китаб и ахл аз-зимма, религиозная община, занимающая промежуточное между верующими и язычниками положение и потому пользовавшаяся «покровительством» мусульманской общины.
В Коране С. упоминаются наряду с иудеями и христианами в качестве людей, которые будут вознаграждены Аллахом и отделены от язычников за то, что верили в него и в Судный день и жили благочестиво (2:62/59; 5:69/73; 22:17). Неизвестно, кто конкретно имеется в виду в Коране под С. Согласно контексту, это должна быть какая-то из иудео-христианских сект. Термин С. толкуется обычно как происходящий от вавилонско-арамейского СБ’ — «крестить». Скорее всего речь идет о секте, близкой к иракским мандеям, или же прямо о них. Есть предположение, что Коран имеет в виду аравийских ханифов.
Комментаторы Корана тоже не знали точно, кто такие С. После возникновения Халифата с кораническими текстами стали связывать себя две весьма различные религиозные общины. С одной стороны, мандей, «христиане Иоанна Крестителя», с другой — харранская община в Северной Месопотамии. Именно последние по преимуществу назывались С. в VIII—XI вв. Харранские C. сохранили древние месопотамские астральные культы, сочетавшиеся, возможно, с влиянием гностических учений. Они же донесли до мусульманского мира многие элементы культурного наследия доисламской Месопотамии, в частности медицинские и алхимические знания.
В IX—X вв. харранские С. появились в Багдаде, где стали играть значительную роль при халифском дворе, многие были катибами, занимались переводческой деятельностью, врачеванием. Из их среды вышли известные философы (Сабит б. Курра), историки (Ибрахим и Хилал ас-Саби). В XI в. эти С. как отдельная община перестали существовать. В настоящее время название С. сохранилось только за общиной мандеев в Южном Ираке.
Лит-ра: ат-Табари. Тафсир, 1, 252—253; ал-Мас‘уди. Мурудж, 4, 61—71; Бартольд. Соч., 6, 469—486; Мец. Ренессанс, 44; D. Chwolsohn. Die Ssabier und der Ssabismus. St.-Pbg., 1856; J. Pedersen. The Sabians. — Oriental Studies presented to E. Brown. Cambridge, 1922, 383—391; Horovitz. Untersuchungen, 121 — 122; Paret. Kommentar, 20; J. D. McAuliffe. Exegetical identification of the Sabi’un.—MW. 1982, 72/2, 95—106; J. Hjärpe. Analyse critique des traditions arabes les sabéens harraniens. Uppsala, 1972; M. Tardieu. Sabiens coraniques et «sabiens» de Harran. — JA. 1986, 274/1 —2, 1—44; V. Carra de Vaux. Al-Sabi’a.— EI, 4, 22—23.
М.Б.Пиотровский