ас-Сам‘аиийа — династия ученых Марва/Мерва, пять поколений которой за два столетия (XI–XII вв.) внесли весомый вклад в мусульманскую науку и религию. Наиболее ранний представитель этого дома — Мухаммад б. ‘Абд ал-Джаббар Абу Мансур ас-Сам‘ани (ум. в 1058 г.), факих—ханафит, мухаддис, толкователь Корана, лексикограф, грамматик, автор известных в свое время сочинений. «Опровержению» его взглядов как судьи-ханафита посвятил свой полемический трактат факих—шафи‘ит Абу ‘Асим ал-‘Аббади (ум. в 1066 г.) Китаб ар-радд ‘ала-л-кади ас-Сам‘ани. Два его сына, ‘Али и Мансур, обучавшиеся у него, преуспели как ханафитские факихи и мухаддисы. Абу-л-Касим ‘Али возглавил ханафитов и пользовался влиянием в Мерве; его сын Абу-л-‘Ала’ Гали также слыл искусным факихом-ханафитом. Однако подлинную славу дому ас-С. принес Мансур б. Мухаммад Абу-л-Музаффар ас-Сам‘ани (1035–1096), создавший собственную школу многочисленных учеников и сыгравший решающую роль в переходе дома ас-С. в ряды приверженцев шафи‘итского мазхаба.
В 1069 г. он прибыл в Багдад, участвовал в диспутах с факихами разных школ, познакомился с известным ученым шайх ал-исламом Абу Исхаком аш-Ширази (ум. в 1083 г.), затем отправился необычным путем в Хиджаз (в паломничество), но был пленен бедуинами. Профессиональные знания помогли ему уладить конфликт, возникший у бедуинов по брачному вопросу, и в благодарность за это они освободили его и доставили в Макку/Мекку. Там он неотлучно сопровождал аскета, авторитетного мухаддиса, шайха Са‘да б. ‘Али Абу-л-Касима аз-Занджани (990–1077), который оказал на него, видимо, сильное влияние. Только через семь лет он вернулся в родной Мерв, но уже отступившим от учения Абу Ханифы; его сыновья и внуки впоследствии также проповедовали шафи‘итский мазхаб. Официальная процедура перехода в мазхаб аш-Шафи‘и состоялась в 1076 г. в резиденции наместника Мерва в присутствии имамов обеих школ и вызвала брожение среди жителей города, обострилось соперничество между ханафитами и шафи‘итами, врата Старой мечети были закрыты. Абу-л-Музаффар с группой единомышленников и в сопровождении алидского шайха зу-л-мадждайна Абу-л-Касима ал-Мусави отправился в Тус, оттуда — в Нисабур/Нишапур, где он был принят с великим почтением в ведомстве Низам ал-мулка. Ему поручили возглавить в мадрасе ан-Низамийа суфийское «собрание» (маджлис ат-тазкир). В этой должности он вскоре преуспел благодаря тому, что хранил в памяти множество рассказов, острот, стихов. По возвращении в Мере он уже возглавил «собрание /семинар по догматическому толкованию» (маджлис ат-тадрис) в шафи‘итской мадрасе.
Абу-л-Музаффар ас-Сам‘ани оставил большое число учеников (более 50), которым преподавал фикх и хадисы, устраивал «диктовки» (амали) и диспуты. Многие из них стали известными факихами и мухаддисами и, в свою очередь, оказались учителями его внука — знаменитого Абу Са‘да ас-Сам‘ани. Среди них: Ибрахим Абу Исхак ал-Марваррузи (1061–1139) — любимец Абу Музаффара, опекун и воспитатель Абу Са‘да ас-Сам‘ани, аскет, авторитетный мухаддис, с мнением которого считались знатные люди (скончался от ран, пораженный стрелами во время борьбы хорезм-шахов за власть); Абу Хафс аш-Шизари ас-Сарахси (1058–1135) — благочестивый подвижник, глубокий знаток Корана, хадисов, фикха, догматических расхождений, автор полемических сочинений Китаб ал-и‘тисам, Китаб ал-интисар и т.д.; Абу Тахир ас-Синджи ал-Марвази (1071—1153) — му’аззин, проповедник, обучавшийся в Нишапуре, Исфахане, Багдаде, проповедовавший в Старой мечети Мерва и руководивший в мадрасе «собранием/семинаром по догматическому толкованию»; ‘Абд ар-Рахман б. ‘Али ан-Ну‘айми ал-Муваффаки, известный как ал-Барбабази (от названия квартала в Мерве; ум. в 1147 г.) — чрезвычайно набожный мухаддис, обучался в Бухаре, Тусе, жил в Старой мечети Мерва, где руководил пятикратными молитвами и замещал проповедника, под его руководством Абу Са‘д ас-Сам‘ани изучал Китаб ал-интисар своего деда; ‘Абд ар-Раззак б. ‘Абд Аллах Абу-л-Ма‘али (или Абу-л-Махасин; 1067–1121) — вазир султана Санджара, знаменитый «имам Нишапура», сын неграмотного дихканина, достигший высокого положения, организатор диспутов и сам страстный полемист, за что и получил прозвище аш-Шихаб («Падающая звезда»).
Помимо преподавания Абу-л-Музаффар ас-Сам‘ани известен и как автор сочинений (около 10), написанных с позиций убежденного шафи‘ита и посвященных (кроме «Комментария к Корану») хадисам и фикху. Среди сочинений по хадисам — Минхадж ас-сунна («Путь сунны»), упомянутое Китаб ал-интисар («Торжество»), ар-Радд ‘ала-л-кадарийа («Опровержение кадаритов»). Большим авторитетом у шафи‘итов пользовались его сочинения по методологии права (усул ал-фикх) и расхождениям (ал-хилаф) среди факихов по частным вопросам. К первым относят прежде всего ал-Кавати‘ («Решающие доводы»), заменившее, по мнению шафи‘итов, все написанное прежде в этой области; ко вторым — ал-Бурхан («Доказательство»), охватывавшее около тысячи спорных вопросов, ал-Аусат («Среднее») и ал-Мухтасар («Сокращенное»), которое в других регионах называли ал-Истилам («Истребление») и которое было написано как возражение Абу Зайду ад-Дабуси (ум. в 1039 г.) — автору Китаб таквим ал-адилла фи-л-усул («Исправление доводов относительно методологии»).
История сохранила имена трех сыновей Абу-л-Музаффара ас-Сам‘ани — Мухаммада, Ахмада и ал-Хасана — и соответственно трех его внуков — ‘Абд ал-Карима б. Мухаммада, Мухаммада б. Ахмада и Мухаммада б. ал-Хасана, а также одной внучки — Уммат Аллах Хурра ас-Сам‘анийа.
Мухаммад б. Мансур тадж ал-ислам Абу Бакр ас-Сам‘ани (1074–1116) — факих, мухаддис, незаурядный оратор и проповедник, филолог, поэт. Помимо своего отца он слушал многих ученых в Мерве, Нишапуре, Раййе/Рее, Хамадане, Исфахане, Багдаде, Куфе, Мекке и т.д. Став признанным знатоком «науки о хадисах», он заменил своего отца в мадрасе в качестве руководителя «собраниями/семинарами по догматическому толкованию», диспутам, суфизму, проповеди (ал-ва‘з); по свидетельству его сына, он «диктовал» хадисы на 140 «собраниях» в Старой мечети Мерва. Ас-Субки, ознакомившийся со многими «диктовками» (амали) Абу Бакра ас-Сам‘ани, отметил его высокий профессионализм в вопросах фикха, «науки о хадисах», арабского языка.
Среди учеников Абу Бакра ас-Сам‘ани, ставших затем учителями его сына, Абу Са‘да ас-Сам‘ани, — ‘Абд ал-Джаббар б. ‘Абд ал-Джаббар Абу Ахмад аш-Шаши ал-Хараки ал-Марвази (1085–1158), увлекавшийся «счетом» и философией, написавший «Историю (без иснадов) мухаддисов и ‘улама’»; Мухаммад б. ал-Хусайн ад-Дагули ал-Марвази (1087–1164), всю жизнь изучавший хадисы и собравший около 400 «сборников» (маджму‘ат), назвав все это Кайд ал-авабид («Запись удивительного»); Мухаммад б. Мухаммад Абу-л-Футух ат-Та’и ал-Хамадани (1082–1160) — автор ал-Арба‘уна ат-та’ийа («Сорок Та’иевых [преданий]»), которые изучал еще ас-Субки; он обучался фикху у Абу Бакра ас-Сам‘ани и годами жил в его доме, в свою очередь Абу Са‘д ас-Сам‘ани переписывал сочинения у него дома, в Хамадане.
Гордостью дома ас-С. стал сын Абу Бакра, ‘Абд ал-Карим б. Мухаммад Абу Са‘д ас-Сам‘ани (1113–1167), признанный во всем мусульманском мире как высокоавторитетный ученый, получивший почетные прозвища Тадж ал-ислам и Мухаддис ал-Машрик («мухаддис Востока»). Рано умерший отец успел «представить» маленького ‘Абд ал-Карима своим друзьям-ученым в Нишапуре (в частности, ‘Абд ал-Гаффару аш-Ширави и Абу-л-‘Ала’ ал-Кушайри) и поручил его воспитание и образование своему любимому ученику в Мерве Ибрахиму ал-Марваррузи, который и стал его первым учителем. От отца ‘Абд ал-Карим унаследовал широкие связи с образованными кругами Восточного Халифата. Среда, в которой он воспитывался, способствовала формированию его научных интересов. Изучение фикха, Корана, хадисов пробудило в нем тягу к странствиям в поисках знаний. Свое первое путешествие ‘Абд ал-Карим совершил в 1135 г. в Сарахс, Тус и Нишапур со своим дядей Ахмадом б. Мансуром ас-Сам‘ани. Затем, уже самостоятельно, он странствовал по городам Хурасана/Хорасана, Мавараннахра, Ирака, Сирии, Хиджаза. Многие годы жил в Багдаде, где начал писать «Дополнение» к «Истории Багдада» ал-Хатиба ал-Багдади. Дважды совершил паломничество, посетив, в частности, Иерусалим, находившийся в руках крестоносцев. В 1143 г. он вернулся в Мерв и занялся обработкой собранного материала и преподаванием. Тогда же он женился, у него родился сын ‘Абд ар-Рахим, с которым он в 50-е гг. объездил Хорасан и Мавараннахр, посетив Нишапур, Харат/Герат, Балх, Самарканд, Бухару, Хорезм, Насаф, Термез, Ниса/Наса. В начале 60-х гг. он вернулся в «родовое гнездо» и, бросив «посох странствий», приступил к завершению начатых и написанию новых сочинений. Одновременно он до самой смерти руководил «собраниями» в мадрасе ал-‘Амидийа по хадисам (ат-тахдис) и догматическому толкованию.
В годы странствий Абу Са‘д ас-Сам‘ани прослушал «лекции» большего числа ученых, чем кто-либо до него и после, став в этом отношении уникальным «накопителем знаний». «Семейным» учителем Абу Са‘да был его дядя Ахмад б. Мансур Абу-л-Касим ас-Сам‘ани (1094–1140), принявший участие в воспитании и образовании племянника. Путешествуя вместе, они слушали «ас-Сахих» Муслима, под руководством дяди Абу Са‘д читал и делал «выборки» (мухтарат) из сочинений его учителей. Известие о его смерти в Мерве застало Абу Са‘да в Багдаде. Сохранилась рукопись сочинения Абу-л-Касима ас-Сам‘ани в переводе на фарси Рух ал-арвах фи шарх асма’ Аллах ал- хусна («Главный дух в толковании прекрасных имен Аллаха»).
Другой дядя Абу Са‘да, ал-Хасан б. Мансур Абу Мухаммад ас-Сам‘ани (1075–1137), — мухаддис, факих, историк, под руководством которого он изучал «Историю Мерва» Ахмада б. Саййара ал-Марвази (ум. в 881 г.) и сочинения своего деда. Сестра Абу Са‘да, Уммат Аллах Хурра (род. в 1098 г.), также передавала хадисы, под ее руководством он изучал Коран, который она знала наизусть.
Помимо вышеупомянутых учителями Абу Са‘да были: Мухаммад б. Аби-л-Касим ал-Гулфани ал-Марвази (1058–1136) — аскет, шафи‘итский факих и мухаддис, под руководством которого он прослушал и переписал в Мерве «Китаб даур ман закара Марв» Абу-л-Фатха ал-Амлаки; в свою очередь, Мухаммад ал-Гулфани слушал это сочинение непосредственно в передаче автора. Возможно, Абу Са‘д использовал этот труд (как и упомянутую выше «Историю Мерва») в своей многотомной «Истории Мерва».
Хафс б. Зайд аш-шайх Абу Мухаммад ан-Нихи ал-Лайси (ум. в Марваррузе в 1153 г.) — авторитетный мухаддис, которого Абу Са‘д слушал в его «собраниях диктовок» в Марваррузе и под руководством которого уже в Мерве он читал ал-Му‘джам ас-сагир («Малый словарь») Сулаймана б. Ахмада Абу-л-Касима ал-Лахми ат-Табарани (ум. в Исфахане в 971 г.); это сочинение Абу Са‘д также использовал в своих биографических словарях.
Мухаммад б. ал-Мунтасир ат-Тукани, известный как Мухаммад б. Аби Са‘д ал-Мутавалли (ум. в 1140-41 г. в Тукане, под Тусом), — шафи‘итский факих, обучавшийся фикху в Герате у знаменитого «факиха Шаша» Абу Бакра аш-Шаши; под его руководством Абу Са‘д прослушал и переписал комментарий к Корану Китаб ал-кашф ва-л-байан («Откровение и разъяснение») нишапурского ученого Ахмада б. Мухаммада Абу Исхака ас-Са‘лаби (или ас-Са‘алиби; ум. в 1036 г.).
Мухаммад б. ал-Фадл Абу ‘Абд Аллах ал-Фарави ан-Найсабури, носивший почетное прозвище Факих ал-Харам (1049–1135), вырос в среде суфиев, изучал методологию (ал-усул) и экзегетику (илм ат-тафсир) под руководством знаменитого нишапурского суфия-аш‘арита и факиха-шафи‘ита зайн ал-ислама Абу-л-Касима ал-Кушайри (986–1072), участвовал в «собраниях» мадрасы ан-Низамийа в Нишапуре, которые вел не менее знаменитый теолог-аш‘арит и факих-шафи‘ит имам ал-харамайн Абу-л-Ма‘али ал-Джувайни (1028–1085). Под руководством Абу ‘Абд Аллаха ал-Фарави Абу Са‘д слушал, в частности, «ас-Сахих» Муслима.
‘Умар б. Мухаммад Абу Шуджа‘ ал-Бистами ал-Балхи (1082–1167) — старший товарищ и верный друг Абу Са‘да, мухаддис, толкователь Корана, теолог-полемист, красноречивый и остроумный оратор, поэт, у которого Абу Са‘д переписывал сочинения многих авторов в Мерве, Герате, Балхе, Бухаре, Самарканде. Абу Шуджа‘ в стихах восхвалял дом ас-С. и восторженно отзывался о биографическом словаре Абу Са‘да (Зайл Та’рих Багдад), копию которого он имел.
Продолжая семейные традиции, Абу Са‘д сформировался как разносторонний, широко образованный ученый. Вместе с тем он оказался чрезвычайно работоспособным и плодовитым автором. Огромный материал, собранный им во время многолетних странствий, и большой потенциал знаний, накопленный учеными дома ас-С., он сумел реализовать в виде 50 с лишним, в том числе весьма объемистых, сочинений. Имея ярко выраженный интерес к историко-биографическому жанру, он в то же время написал трактаты по религиозным обрядам, толкованию отдельных сур Корана, ритуалу, аскетизму и т. д. Кроме того, он составил «собрание» своих лекций, читанных в мадрасе, под названием Хамсуна ал-амали («Пятьдесят диктовок»). Однако известность ему принесли биографические словари с разными принципами отбора и организации материала, в которых изложены биографии замечательных людей, прежде всего ученых, связанных с отдельным городом, страной. Среди сохранившихся сочинений этого жанра — Китаб ал-ансаб («Книга генеалогий»; изд. в Бейруте в 1980–1982 гг. в 12 т.), Китаб ат-тахбир фи-л-му‘джам ал-кабир («Украшение», или «Запись к Большому словарю»; сохранившаяся часть издана в Багдаде в 1975 г.), Зайл Та’рих Багдад («Дополнение к „Истории Багдада“»), Китаб му‘джам ал-булдан («Словарь стран»), Китаб фада’ил аш-Шам («Достоинства Сирии») и т.д. Из не дошедших до нас следует назвать 20-томную (незавершенную) «Историю Мерва» (Та’рих Марв).
Одновременно с Абу Са‘дом ас-Сам‘ани был известен его двоюродный брат — хорасанский мухаддис, поэт, «бесподобный в красноречии» оратор Мухаммад б. Ахмад Абу Бакр ас-Сам‘ани. Махмуд ал-Хваризми (ум. в 1172-73 г.) в своей «Истории Хваризма/Хорезма» отметил слышанную им проповедь, которую произнес по-персидски с кафедры Соборной мечети прибывший в Хорезм Абу Бакр ас-Сам‘ани.
Последний представитель дома ас-С., о котором сообщают источники, сын Абу Са‘да — ‘Абд ар-Рахим б. ‘Абд ал-Карим Абу-л-Музаффар ас-Сам‘ани (1143–1220-21), продолжатель семейной традиции, биограф, мухаддис, поэт. С его слов Йакут ал-Хамави записал сведения о филологах и поэтах Хорасана и включил их в свой географический словарь Му‘джам ал-булдан. Возможно, что ‘Абд ар-Рахим погиб во время нашествия монголов на Хорасан, когда Мерв был разрушен до основания, а его жители почти поголовно истреблены. Во всяком случае, с нашествием монголов прерываются известия о роде ас-С.
Общественная и научная деятельность семейства ас-С. совпала с периодом духовного расцвета Мерва, который в XII в. стал столицей восточно-сельджукского государства и крупным очагом мусульманской науки и культуры. Под покровительством властей открывались учебные заведения повышенного типа (мадраса), в которых учились выходцы из разных городов и селений Восточного Халифата. Свою мадрасу имели и ас-С. Мерв привлекал к себе ученых мужей из других регионов мусульманского мира, стремившихся ознакомиться с книжным богатством вакфных библиотек, предоставлявших читателям бесплатно пользоваться собраниями рукописей. По свидетельству Йакута, перед монгольским нашествием в Мерве было 10 знаменитых библиотек, располагавших отборными сочинениями; две из них принадлежали семейству ас-С. Представители этого дома играли заметную роль в пропаганде и передаче религиозных знаний, культурных традиций, в установлении тесных и взаимообогащающих связей с ближними и дальними регионами мусульманского мира.
История дома ас-С. свидетельствует о том, что Среднеазиатский регион был частью единого культурного пространства мусульманского мира, что в городах Мавараннахра и Хорасана сложились научные школы, местные династии ученых, что выходцы из этого региона не только заимствовали знания у столичных авторитетов, но и сами были творцами и проповедниками этих знаний, что их сочинения были известны далеко за пределами региона и составили золотой фонд мусульманской письменности. Свою нишу в истории мусульманской науки и культуры заняло и семейство ас-С.
Лит-ра: ас-Сам‘ани. Ал-Ансаб, 7, 138–143; Yacut. Yacut’s geographisches Wörterbuch, aus den Handschriften zu Berlin, St.Petersburg, Paris, London und Oxford…/ Hrsg. von F.Wüstenfeld. 1–6. Lpz., 1868–1873, 4, 509; ас-Субки. Табакат, 4, 21–26, 56, 186–189, 259–260; Жуковский. Развалины; В.В.Бартольд. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. — Бартольд. Соч., 1, 81–82; Ш.С.Камалиддинов. «Китаб ал-ансаб» Абу Са‘да ‘Абдалкарима ибн Мухаммада ас-Сам‘ани как источник по истории и истории культуры Средней Азии. Таш., 1993; GAL, I, 329–330; GAL, SBd. I, 564–565.
С.М.Прозоров