ас-САНӮСӢ (или Снӯсӣ), ас-Саййид (Сӣдӣ) Мухаммад б. ‘Алӣ ал-Муджа̄хирӣ ал-Х̣асанӣ ал-Идрӣсӣ (ок. 1791 —1859) — североафриканский суфий, основатель братства сануситов (ас-санусийа). Родился в местечке Турс, близ г. Мостаганем (Алжир). Большое влияние на него оказали взгляды Ахмада ат-Тиджани (ум. в 1815 г.) — главы влиятельного суфийского братства тиджанийа. В 1829 г. ас-С. отправился в странствия; он занимался преподаванием, участвовал в суфийских радениях разных братств, посетил Каир и Мекку, где стал учеником северо-африканского суфия Ахмада б. Идриса, возглавлявшего братство хидритов, или хадиритов (хидрийа, хадирийа). Когда учитель покинул Мекку, спасаясь от преследований со стороны маликитских факихов, и укрылся в южноаравийском г. Сабия, ас-С. последовал за ним. После смерти Ахмада б. Идриса его последователи основали два братства, одно из которых возглавил ас-С. В 1840 (или 1843 г.) ас-С. вынужден был покинуть Мекку из-за происков соперничавших братств. Прибыв в Киренаику, он основал там завии. Центром сануситского братства ас-С. сделал Джагбуб. Дальновидная политика и незаурядный талант организатора позволили ас-С. завоевать расположение местных племен и стать фактическим правителем Киренаики.
Влияние ас-С. распространилось и на другие области Северной Африки, немало последователей он оставил и на Аравийском полуострове. Над могилой ас-С. в Джагбубе был сооружен богато украшенный мавзолей (до недавнего времени— главная святыня сануситов).
В основе религиозной доктрины ас-С. лежала идея о необходимости возврата к «чистоте» первоначального ислама, но при этом ас-С. не был противником суфизма и культа суфийских «святых» (аулийа’), распространенных по всей Северной Африке. Ас-С. позволял своим последователям принимать участие в мистических радениях и ритуалах тех братств, которые он считал «правоверными» (таковых было 40). Более того, он постоянно подчеркивал, что является духовным наследником их основателей, и приводил в доказательство подробные иснады, восходящие к ним. Ас-С. утверждал, что ас-санусийа связано непосредственным духовным родством с братствами кадирийа, шазилийа, насирийа и идрисийа-хидрийа.
Характерной чертой суфийских воззрений ас-С. является культ пророка Мухаммада, к которому сануситы должны неустанно обращать свои молитвы (аурад, ахзаб), повторяя их установленное число раз (от 40 до 100). Ас-С. и его последователи называли свое братство «Мухаммадовым» (ат-тарика ал-мухаммадийа).
В вопросах фикха ас-С. относил себя к маликитам. Он отстаивал приоритет Корана и сунны в решении религиозных вопросов и начисто отвергал значение «согласия» (иджма‘) и «суждения по аналогии» (кийас). В то же время он отстаивал право верующего самому делать выводы из текста «священных книг» (иджтихад мутлак), а также право самому выносить решение по частным богословским вопросам, опираясь на нормы, выработанные религиозными авторитетами в пределах данного мазхаба (иджтихад мунасиб). Только в том случае, когда мусульманин не имеет минимума знаний, необходимых для иджтихада, он должен следовать авторитетам (таклид), но при этом не обязан придерживаться какого-то одного мазхаба (ср. аш-Ша‘рани).
Ас-С. внес ряд изменений в маликитский чин: воздевание рук и скрещивание их на груди во время молитвы, затягивание поясного поклона (руку‘) и коленопреклонения (суджуд), произнесение некоторых молитвенных формул громким голосом и т. п. Эти «нововведения» (бида‘) подверглись резкой критике со стороны некоторых маликитских факихов. Ас-С. запретил своим последователям носить четки на шее, как было принято у многих североафриканских суфиев, пользоваться музыкальными инструментами, устраивать пляску и петь во время зикра, курить, нюхать табак, пить кофе.
Свои взгляды ас-С. изложил в сочинениях: ал-Фахраса—перечень 150 суфийских сочинений и их передатчиков вплоть до ас-С; ас-Салсабил ал-му‘ин фи асанид ал-арба‘ин— описание зикров 40 суфийских братств, из элементов которых состоит зикр сануситов; Шифа’ ас-садр — оправдание ряда спорных положений сануситского чина.
В целом учение ас-С.— достаточно гибкое, терпимое и доступное — не замыкалось в себе, а ставило целью объединить мусульман, принадлежавших к различным религиозным группировкам перед лицом надвигающейся опасности, которую он видел в растущей секуляризации, моральном упадке мусульманского общества и наступлении западноевропейского колониализма. Достижению этой цели во многом способствовали личные качества ас-С.— авторитетного религиозного лидера, умелого политика и дипломата.
Лит-ра: ас-Саййид ас-Сануси. Шифа’ ас-садр. Каир, 1941; А. аш-Ш. ас-Сануси. Ал-Анвар ал-кудсийа фи мукаддамат ат-тарика ас-санусийа. Стамбул, 1339—1342/1920—1923; Rinn. Marabouts, 403—407, 481—515; С. Adams. The Sanusis.—MW. 1946, 36, 21—43; E. E. Evans-Pritchard. Italy and the Sanusiya Order in Cyrenaica.—BSOAS. 1943 — 1946, 11, 843—853; он же. The Sanusi of Cyrenaica. L., 1949, 1954; D. S. Margoliouth. Sanusi.— Encyclopaedia of Religion and Ethics. Ed. by J. Hastings. 11. Edinburgh, 1920, 194—196; P. Shinar. Islam Maghrébin contemporain: Bibliographie annotée. P., 1983, 433—443, Index.
А.Д.Кныш