ас-САНӮСӢЙА — сануситы, североафриканское суфийское братство, основанное Мухаммадом б. ‘Али ас-Сануси в 1837 г. После его смерти во главе братства стали его сыновья ал-Махди (1844—1902) и Мухаммад аш-Шариф (1846—1896). Первый исполнял главным образом функции администратора и военачальника братства, второй был его духовным руководителем. Главная заслуга в успехах, которых добились С, принадлежала ал-Махди, обладавшему большим авторитетом и вне братства. К началу деятельности ал-Махди С. уже имели многочисленных последователей не только в Киренаике, но и в Хиджазе, Триполитании, Египте, Судане и на юге Туниса. Центром С. по-прежнему оставалась Киренаика, где их господство было поистине безраздельным. Ал-Махди сосредоточил миссионерскую деятельность С. на чернокожем населении юга Сахары, Чада и Судана, т. к. средиземноморское побережье Африки давно было поделено на сферы влияния суфийскими братствами, возникшими раньше С. С этой целью он перенес главную резиденцию братства на юг Ливийской пустыни в оазисы Куфра с центром в ал-Джауфе. Возросшее влияние и могущество С. привлекло внимание европейских держав и османской верхушки, которые попытались заключить с ними военный союз. Однако сануситские лидеры придерживались строгого нейтралитета: они отказали немецкой миссии, пытавшейся склонить их к «священной войне» с французами (1872 г.), затем — итальянцам, выступившим с аналогичным предложением в 1881 г. Турецкий султан, также рассчитывавший на поддержку С. в войне с Россией (1877—1878), в свою очередь, получил отказ. С. отказали в помощи восставшим египтянам во главе с ‘Араби-пашой (1882 г.), а в 1884 г. не только не поддержали антиколониальное восстание ал-Махди в Судане, но заклеймили его как «самозванца и обманщика».
В 1899 г. С. впервые столкнулись с французскими колониальными войсками в районе оз. Чад. Попытки С. противостоять им закончились неудачей (1902 г.). В том же году умер ал-Махди, которого С, впрочем, не называли умершим, предпочитая считать его «сокрывшимся от взоров» (га’иб ‘ан ал-‘ийан).
После смерти ал-Махди братство возглавил его племянник Ахмад аш-Шариф (ум. в 1933 г.). При аш-Шарифе С. вступили в длительную войну с итальянскими колонизаторами. Военные действия продолжались с переменным успехом вплоть до начала первой мировой войны, в которой С. выступили на стороне Турции и Германии против Италии и Великобритании. Борьба закончилась полным поражением С. Ахмад аш-Шариф бежал в Стамбул, а руководство братством перешло к сыну ал-Махди Идрису ас-Сануси. С приходом к власти фашистов Италия ужесточила свою колониальную политику в отношении Триполитании и Киренаики. Несмотря на героическое сопротивление, которое возглавили сануситские лидеры, в начале 30-х годов итальянцам удалось окончательно покорить страну. Фашисты жестоко расправились с С: многие участники сопротивления были казнены, земли и имущество завий конфискованы.
После того как Ливия обрела независимость (дек. 1951 г.), власть в стране перешла в руки главы С. Сокрушительный удар сануситскому движению нанесла революция 1969 г. Нынешнее руководство страны прилагает усилия по изоляции и ликвидации братства, но, принимая во внимание его популярность, вынуждено действовать довольно осторожно.
Организационно братство до 1969 г. представляло собой сеть разбросанных на обширной территории религиозных центров (завайа), которые располагались как в городах, так и в небольших населенных пунктах. Деятельность С. на местах регулировалась шайхами или «эмиссарами» (мукаддамун), возглавлявшими завии. Их назначал глава братства.
Идеология С. была разработана основателем братства и существенных изменений не претерпела. С. выступали за теократический принцип государственного правления. Для них было характерно отрицательное отношение ко всяким контактам с немусульманами. Сануситские авторитеты утверждали, что мусульманин, проживающий на территории, где ислам не является господствующей религией, при первой возможности обязан эмигрировать. «Священная война» признавалась только как крайнее средство для защиты от агрессии иноверцев.
Сануситский зикр складывался из элементов, заимствованных у других братств. Экстатическое поведение, пение и танцы во время зикра были запрещены. Постепенно сануситские вожди стали допускать некоторые послабления: например, разрешались выкрики, принятые среди рифа‘итов (ар-рифа‘ийа), раскачивание тела, свойственное кадиритам, и т. п.
Лит-ра: см. лит-ру к ст. ас-Сануси, а также: N. Ziadeh. Sanusiyah: A study of a revivalist movement in Islam. New ed. Leiden, 1968.
А.Д.Кныш