ас-Сугури ‘Абд ар-Рахман б. Ахмад (1792-93–1882) — мусульманский учёный и шайх дагестанской ветви братства накшбандийа-халидийа, один из вдохновителей и участников джихада на Северном Кавказе XIX в. Родился в аварском сел. Согратль союза горских общин Андалал в Среднем Дагестане. О его детстве и юности известно мало. Некоторые источники называют его сыном купца. Ас-С. учился сначала у мулл Согратля и окрестных селений. Его первым суфийским наставником стал шайх Мухаммад ал-Йараги (ум. в 1838 г.) из лезгинского сел. Яраг-Казмаляр, в свою очередь введённый в братство шайхом Хасс-Мухаммадом аш-Ширвани, а позднее ставший «преемником» (халифá) муршида своего учителя Исма‘ила ал-Курдамири (ум. в 1860-61 г.) из с. Кюрдамир в долине Алазани (ныне Северо-Западный Азербайджан). Учителем ал-Курдамири был сам маулана Халид ал-Багдади (ум. в 1827 г.), основатель и эпоним кавказской ветви накшбандийи-муджаддидийи. Вероятно, ас-С. был принят в братство в середине 20-х гг. XIX в. Чаще его называют «преемником» (халифá) ученика ал-Йараги — шайха Джамал ад-дина ал-Гази-Гумуки (ум. в 1866 г.) из лакского сел. Кумух. Другие источники утверждают, что ас-С. также получил иджазу от самого ал-Йараги. В Дагестане существует также предание, что во время хаджжа в Макку/Мекку в 1832 г. ас—С. познакомился с ещё одним шайхом халидийи — саййидом Таха ал-Халиди ал-Багдади, который впоследствии прислал ему иджазу шайха этого братства (тариката).
Поздние мусульманские хронисты и историки ХХ в. утверждали, что в администрации Имамата, возглавившего в 1830–1859 гг. мусульманское сопротивление русскому завоеванию Северного Кавказа, ас-С. занимал почётную должность мухтасиба, следя за действиями наместников (араб. ед.ч. на’иб) Шамиля и его предшественников и примиряя их с имамом. Однако источники времён джихада 2-й трети XIX в., прежде всего переписка Шамиля, не подтверждают этого факта. Вероятно, в период шамилевских войн ас-С. написал правовой трактат (ал-Каул фи вуджуб ал-хиджра) об обязанности любого «правоверного» мусульманина бежать из «области неверия» (дар ал-куфр), как он называл покорившиеся русским земли Дагестана, в «область ислама» (дар ал-ислам), которой стал, по мнению шайха, Имамат. Шамиль высоко ценил заслуги ас-С. в деле пропаганды джихада. В 1843 г. он выкупил шайха из русского плена в Тифлисе, обменяв его на русских пленных. Старший сын ас-С. хаджжи Мухаммад (ум. в 1870 г.) некоторое время исполнял обязанности шамилевского на’иба.
После падения в 1859 г. Имамата и переезда Джамал ад-дина ал-Гази-Гумуки в Стамбул ас-С. оказался самым влиятельным шайхом халидийи в Дагестане. Когда в 1877 г. в Дагестане и Чечне началось восстание против российского владычества под лозунгом джихада, ас-С. после некоторого колебания благословил своего младшего сына Мухаммада-хаджжи на избрание имамом. Хотя последний не только не был халифой ас-С., но, кажется, вообще не принадлежал к братству, поддержка, оказанная восставшим отцом четвёртого имама, немало способствовала распространению джихада в 1877 г. После подавления восстания и казни имама Мухаммада-хаджжи в 1878 г. ас-С. был приговорён к ссылке во внутренние губернии России, которую, однако, заменили домашним арестом в кумыкском сел. Нижнее Казанище, где он вскоре умер в феврале 1882 г. Его мавзолей в этом селении до сих пор одно из наиболее почитаемых «святых мест» Дагестана.
Ас-С. оставил после себя на Северном Кавказе и Ближнем Востоке влиятельных «преемников» (халифá). Это даргинец Илйас ал-Цудахари (ум. в 1904 г.) из Цудахара, аварцы Мухаммад ал-‘Убуди (ум. в 1895 г.) из Ободы, ‘Абд Аллах ал-Гимрави из Гимр, а также сыгравший важную роль в восстании 1877 г. Мухаммад ал-Мадани ал-Кикуни (ум. в 1913-14 г.) из с. Кикуни и Узун-хаджжи ас-Салти (ок. 1833 — 1920) из с. Салта. Чуть ли не все они были высланы русскими властями с Кавказа или вынуждены были эмигрировать в османскую Турцию. Илйас Цудахарский умер в ссылке в Новоузенске Саратовской губернии. Мухаммаду ал-Кикуни удалось бежать из ссылки в Турцию. Ободинский шайх окончил жизнь в Макке. А Узун-хаджжи суждено было возглавить недолго просуществовавший в годы гражданской войны Северокавказский эмират (1919–1920). Возможно, к идущей от ас-С. ветви накшбандийи-халидийи принадлежал также известный мусульманский учёный, общественный деятель и политик Наджм ад-дин ал-Хуци (Гоцинский, расстрелян в 1925 г.), избранный в 1918 г. муфтийем и имамом на Кавказе, поднявший в 1921 г. антисоветское восстание в Дагестане и несколько лет возглавлявший партизанское сопротивление большевикам в горах.
Литературное наследие ас-С. показывает его не только разносторонним учёным, но и суфийем-реформатором. Среди принадлежащих ему стихотворений на арабском и аварском языках выделяется арабская касида, прославляющая разгром Шамилем в 1845 г. экспедиции русской армии под предводительством М.С.Воронцова и павших в сражении мучеников (шухада’, ед.ч. шахид). Из сочинений ас-С. в прозе сохранились упомянутый выше правовой трактат ал-Каул фи вуджуб ал-хиджра, сочинение по риторике Хашийа ‘ала адаб ал-бахс, а также небольшая работа Машраб ан-накшбандийа по суфийской этике и технике с приложением практических упражнений для начинающих муридов. Из неё видно, что ас-С. и его последователи использовали при обучении суфийев как «громкое», так и «тихое» богопоминание (зикр джахр и зикр калби), допуская к последнему лишь наиболее подготовленных муридов. Эту группу посвящённых называли «[истинными] последователями тариката» (иттиба‘ийа). Всем прочим сторонникам шайха, ещё не способным строго следовать шари‘ату, доступ в братство был закрыт. Их обучали лишь «громкому» зикру (джахр). Уровень, на котором они находились, назывался «шари‘атским» (шар‘ийа). Поскольку зикр джахр служил военным гимном Имамата, можно предположить, что подобное деление помогало сгруппировать вокруг идей тариката сторонников вооруженного сопротивления русскому завоеванию, ограничив число последователей собственно суфизма небольшой группой муридов во главе с шайхом. К сожалению, источники не позволяют определить, насколько суфийские группы были вовлечены в деятельность государства джихада и вооружённое сопротивление русским.
Наряду со сторонниками у ас-С. появились серьёзные противники, в том числе среди дагестанских суфийев. Ссылка и эмиграция с Кавказа большинства его халифá ослабила возглавляемую им ветвь братства. Со 2-й половины XIX в. серьёзным соперником накшбандийских шайхов линии ас-С. в Дагестане стала ветвь халидийа-махмудийа, основанная Махмудом ал-Алмали (ум. в 1877 г.) из Восточного Закавказья. Шайхи махмудийи воздерживались от участия в джихаде. В своих полемических работах, направленных против халифá ас-С., они отрицали легитимность последнего как шайха этого братства (тариката). Так, уже после смерти шайха возник слух, что при выборе в 1834 г. третьего имама ас-С. выступил соперником Шамиля, что заставило его муршида Джамал ад-дина ал-Гази-Гумуки «обрезать» идущую от него к ас-С. цепь духовного преемничества (силсила), что превращало «преемников» ас-С. в глазах сторонников махмудийи в «лжешайхов» (муташаййих).
Лит-ра: Мухаммад ал-Йараги. Асар аш-шайх ал-Йараги. Темир-Хан-Шура, 1910; Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи; Шу‘айб б. Идрис ал-Багини. Табакат ал-хваджаган ан-накшбандийа. Димашк/Дамаск, 1996; Хасан ал-Кахи. Мактубат ал-Кахи мусамма Васа’ил ал-мурид. Димашк/Дамаск, 1998; М.Гайдарбеков. Антология дагестанской поэзии на арабском языке (1965) // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 1, № 3560, Гаджи-Магомед; Gammer. Muslim Resistance to the Tsar; М.Абдуллаев. Деятельность и воззрения шейха Абдуррахмана хаджи и его родословная. Приложения. ал-Машраб ан-накшбандия / Пер. А.Наврузова. Махачкала, 1998; Zelkina. In Quest for God and Freedom; Die Islamgelehrten Daghestans, 143–166; М.Кемпер. К вопросу о суфийской основе джихада // Подвижники ислама, 278–305; M.Kemper. Herrschaft, Recht und Islam in Daghestan. Von den Khanaten und Gemeindebünden zum ğihad-Staat. Wiesbaden, 2005.
Михаэль Кемпер