‘АТ̣Т̣ĀP, Фарӣд ад-дӣн Мух̣аммад б. Ибра̄хӣм ан-Нӣша̄бӯрӣ (ум. в 1220 г.) — знаменитый персидский поэт-мистик. Родился в селении Кадкан (около города Нишапур) между 1148 и 1151 гг. ‘Аттар пошел по стопам отца, занявшись аптечным делом и врачебной практикой. Нет никаких сведений о его образовании, но с шафи‘итским правом он был знаком весьма основательно. К идеям мистицизма ‘Аттар приобщился еще в юности. Рассказ о том, как он стал суфием и отдал после этого лавку на разорение, не более чем красочная легенда: до глубокой старости ‘Аттар трудился в своей лавке, сочетая это занятие с поэтическим творчеством. Согласно устойчивой традиции, ‘Аттар погиб в Нишапуре во время первого нашествия монголов на Иран.
Произведения ‘Аттара свидетельствуют о большой эрудиции автора, поражающего замечательным талантом рассказчика. Многие рассказы и анекдоты из жизни «святых старцев», вошедшие в агиографические очерки ‘Аттара Тазкират ал-аулийа’, встречаются в его поэмах. Несомненно, эти рассказы отражают отчасти содержание бесед, которые он вел с навещавшими его суфиями. Некоторые сюжеты приобрели исключительную популярность, они распространились по всему мусульманскому миру, и спустя столетия после смерти ‘Аттара к ним вновь и вновь обращались поэты разных национальностей. Поэмы ‘Аттара Мантик ат-тайр, Илахи-наме и Мусибат-наме стали образцовыми для суфийской литературы.
В своих произведениях ‘Аттар настойчиво разрабатывал, прибегая к многочисленным аллегориям, тему непрестанного движения — возвращения души мистика через стадии жизненного пути к источнику своего происхождения — богу и тему познания божества. ‘Аттар разработал собственную систему мистического пути познания бога (сулук), причем он отказался от обычных для суфийских систем понятий макам и хал на стадии тариката, заменив их термином вади («долина»). Таковых «долин» семь.
‘Аттара традиционно считали автором 66 сочинений, из которых, как показали новейшие исследования, им были написаны 12 (или 11 — вопрос об авторстве Панд-наме остается открытым). Для сочинений ‘Аттара характерно полное отсутствие шиитских концепций и положений, ровное отношение к суннизму.
Лит-ра: Миклухо-Маклай. О происхождении, 19—27; Римка. Исто-рия, 230—233; Б. Фурузанфар. Шарх-и ахвал ва накд ва тахлил-и асар-и Фарид ад-дин Аттар-и Нишапури. 1—2. Тегеран, 1339— 1340/1960—1951; Н. Ritter. Das Meer der Seele, Mensch, Welt und Gott in den Geschichten des Fariduddin Attar. Leiden, 1955; W. Lentz.. Attar als Allegoriker: Bemerkungen zu Ritters «Meer der Seele».— DI. 1960, 35, 52—96; Schimmel. Dimensions, 306—308; Baldick. Literature, 120—125.
О.Ф.Акимушкин