ат-ТАУХ̣ӢД (ат-тавх̣ӣд; от глагола вах̣х̣ада— «делать, считать что-либо единым, единственным») — монизм, монотеизм. В исламе ат-Т. означал прежде всего отрицание политеизма (ширк), выражающееся в формуле «нет никакого божества, кроме Аллаха». На уровне спекулятивной теологии проблема ат-Т. решалась в плане объяснения соотношения сущности (аз-зат) бога и его атрибутов (ас-сифат), творца и его творений. Му‘тазилиты включали в понятие ат-Т. отрицание реальных, отличных от сущности бога и вечных его атрибутов. Аш‘ариты и сифатиты толковали ат-Т. как признание единственности Аллаха в отношении его сущности, не разделяемой с ним чем-либо другим (вахид фи затихи ла шарика лаху), в отношении его вечных атрибутов, с которыми не имеет подобия ничто другое (вахид фи сифатихи ал-азалийа ла назира лаху), и в отношении его действий, в осуществлении которых не принимает участия ничто другое (вахид фи аф‘алихи ла шарика лаху). Ибн Таймийа вместе с другими ханбалитами включал в понятие ат-Т.: 1) признание божественной природы только за Аллахом (таухид ал-улухийа); 2) признание его единственным творцом (халик) и путеводителем (муршид) (таухид ар-рубубийа); 3) полную самоотдачу человека Аллаху и доверие ему (таслим ал-мар’затихи ли-ллах) (таухид ал-‘убудийа). В суфизме, где понимание ат-Т. как отрицания политеизма считалось достоянием рядовых верующих (таухид ал-‘амма), выделялись три главные формы ат-Т.: 1) растворение (тазвиб) человеческой воли в божественной (таухид иради); 2) самоуничтожение (фана’) человека, охваченного страстным томлением (‘ишк) по божеству, в его бытии (вуджуд) (таухид шухуди); 3) постижение того, что нет сущего (мауджуд), кроме божества (таухид вуджуди). Последняя форма ат-Т., именовавшаяся также таухид ал-мушахада, была свойственна учению Ибн ‘Араби, которое позже стали квалифицировать как учение о «единстве бытия» (вахдат ал-вуджуд). Для фаласифа ат-Т. Означал предельное единство сущего, трансцендентное миру, рассматриваемому как эмпирическая реальность с пространственно-временными характеристиками, и тождественное ему, взятому в качестве вневременной и внепространственной целокупности. В теологическом плане это единство сущего отождествлялось ими с богом, приложение к которому обычных атрибутов они считали возможным лишь в метафорическом смысле.
Лит-ра: ал-Хаким. Ал-Му‘джам, ст. ат-таухид; М. A. Ansari. The Doctrine of one actor: Junayd’s view of tawhid.— MW. 1983, 37/1, 35—36.
Тауфик Камель Ибрагим, А.В.Сагадеев