ат-ТАШБӢХ (от глагола шаббаха— «сравнивать», «уподоблять») — сравнение, уподобление; в узком значении—представление божества в человекоподобном виде. В западном исламоведении ат-Т. понимается как антропоморфизм. Однако в мусульманской богословской и доксографической литературе этот термин употребляется и в более широком значении — как любое сравнение Аллаха с чем-либо. Поэтому к «антропоморфистам» (ахл ат-ташбих или ал-мушаббиха) причисляют не только последователей собственно антропоморфических взглядов, но и тех богословов, которые судят об Аллахе человеческими представлениями (величина, движение, цвет и т. и.). Считается, что идея ат-Т. появилась в среде хашвитов — «сторонников предания». Одними из первых проповедников ат-Т. были Мукатил б. Сулайман ал-Балхи (ум. в 767 г.), Кахмас б. ал-Хасан (ум. в Басре в 766 г.), Да’уд ал-Джавариби, Ахмад ал- Худжайми и др. Средневековые доксографы различали два вида ат-Т.: 1. Уподобление божественной сущности (аз-зат) телу (джисм), в том числе телу человека; 2. Уподобление божественных атрибутов (ас-сифат) свойствам тел, в том числе человеческим атрибутам, К проповедникам первого они относили «крайних» шиитов, обожествлявших людей, шиитов-хишамитов, каррамитов и др. Эту категорию «антропоморфистов» называли также ал-муджассима («отелесителями»). Второй вид ат-Т. получил наибольшее распространение среди последователей первоначального ислама — хашвитов, «сторонников преданий». В целом понятие ат-Т. противопоставлялось понятию ат-та‘тил — представлению о божестве как о чем-то абстрактном, лишенном атрибутов. Создателями последнего были му‘аттилиты-му‘тазилиты.
Лит-ра: ‘Ирфан. Дирасат, 197 — 200; R. Strothmann. Tashbih.— EI, 4, 742—744; см. лит-ру к ст. ал-мушаббиха.
С.М.Прозоров