АХ̣МАДӢЙА (ахмадие, другое название — кадиани) — мусульманская община, основанная в Индии Мирзой Гуламом Ахмадом Кадиани (1835—1908); его учение (изложено в 80 трудах, написанных на урду и арабском), опирающееся на Коран и мусульманскую (суннитскую) традицию, носит синкретический характер: оно обращено к мусульманам, христианам и представителям других религий. По представлению Ахмадийа, основатель общины — носитель последнего божественного откровения (после откровений Моисея и Христа), последний пророк (наби), посланный богом всему человечеству, в нем воплотились мусульманский махди, христианский мессия и индуистский Кришна. Для Ахмадийа характерны рационалистическое толкование Корана (наиболее полно изложено в английском комментированном переводе Корана, выполненном Мухаммадом ‘Али, ум. в 1951 г.), собственная интерпретация основных предписаний ислама: главными объектами хаджжа считаются Кадиан в Пенджабе (где жил Гулам Ахмад— отсюда другое название Ахмадийа) и Сринагар в Кашмире (по представлению Ахмадийа — место погребения Иисуса Христа, Иус Асаф); закат рассматривается как 2,5-процентный налог с капитала (а не с дохода); отвергается концепция джихада. Согласно учению Гулама Ахмада, после смерти люди получают новые тела и души, в которых пребывают вплоть до Судного дня, затем попадают в рай или ад, адские мучения, однако, необязательно вечны: раскаявшиеся грешники после длительного пребывания в аду могут переселиться в рай; потусторонняя жизнь рассматривается как продолжение процесса духовного совершенствования, начатого при жизни.
В практической деятельности Ахмадийа уделяют большое внимание просветительству (на средства общины открывают многочисленные учебные заведения, учреждают стипендии и т. д.), пропаганде своего учения (многотиражные издания литературы Ахмадийа, журналов и т. д), созданию коммерческих предприятий; многие руководители Ахмадийа принимают активное участие в политической жизни (в частности, в Пакистане).
В настоящее время общины Ахмадийа распространены во многих странах мира, включая и страны немусульманского ареала (Америка, Западная Европа, острова Океании), и представлены двумя группами (кадиани и «лахорская»), возникшими после смерти первого преемника (халифа) Гулама Ахмада, Хакима Нуруддина, в 1914 г. Последователи более многочисленного и влиятельного течения — кадиани — считают основателя общины последним пророком («печатью пророков»), «лахорская община» видит в нем реформатора ислама.
Во многих мусульманских странах Ахмадийа не считают мусульманской общиной. В Пакистане, например, членам Ахмадийа запрещено называть себя мусульманами и использовать мусульманскую терминологию; Лига исламского мира (Рабита ал-‘алам ал-ислами) объявила Ахмадийа «враждебным исламу течением».
Лит-ра: К. А. Антонова. Об учении и легендах мусульманской секты ахмадийя.— Религия и общественная мысль народов Востока. М., 1971; Hazrat Mirza Bachir Ahmad. Islam versus Communism: Brief Comparison. Qadian, Punjab, [б. г.]; Hazrat Mirza Bashiruddin. Ahmadiyya or True Islam. Wash., 1951; Hazrat Mirza Ghulam Ahmad. The Teachings of Islam. Pabwah, West Pakistan, 1966; S. Lavan. The Ahmadiya Movement: History and Perspective. Delhi, 1974; M. Z. Khan. Ahmadiyyat. The Renaissance of Islam. Oxf., 1978.
Г.В.Милославский