АХ̣МАД б. Х̣АНБАЛ, Абӯ ‘Абдаллах (780—855) — эпоним-основатель религиозно-политического движения и догматико-правовой школы ханбалитов. Родился в Багдаде, куда семья переехала из Хорасана незадолго до рождения сына. С 15-летнего возраста до 816 г. Ахмад б. Xанбал изучал хадисы и фикх, посетил главные центры мусульманского богословия, встретился практически со всеми ведущими ‘улама’ своего времени, в том числе с Абу Йусуфом и аш-Шафи‘и. Ему удалось установить контакты с наиболее влиятельными представителями старшего поколения традиционалистов Хиджаза, Сирии, Ирака: Ваки‘ б. ал-Джаррахом, Йазидом б. Харуном, Йахйей б. Ма‘ином. Благодаря глубоким познаниям, благочестивому образу жизни и связям постепенно приобретает известность. Расцвет деятельности Ахмада б. Xанбала совпал со временем активизации борьбы традиционалистского богословия с му‘тазилитским каламом. В первый же год «испытания» (михны), учрежденного халифом ал-Ма’муном, пытавшимся силой навязать общине ряд му‘тазилитских догм (в первую очередь догмат о сотворенности Корана), Ахмад б. Xанбал оказался в особой группе испытуемых. В течение двух лет (833—834) его держали в тюрьме. Халифы ал-Ма’мун и ал-Му‘тасим проявили личную заинтересованность в его деле. По приказу ал-Му‘тасима Ахмад б. Xанбал был подвергнут бичеванию, но затем ввиду опасности народного возмущения отпущен на свободу с разрешением жить в Багдаде. Ахмад б. Xанбал оказался первым известным богословом, отказавшимся перед лицом двух халифов признать сотворенность Корана. И хотя после него еще несколько видных богословов сумели выдержать испытание, традиция связывает победу суннитского традиционализма с именем Ахмада б. Xанбала. Высокий авторитет Ахмада б. Xанбала как «спасителя ислама от нововведений» способствовал сплочению вокруг него наиболее решительно настроенной части багдадских традиционалистов. Престарелый Ахмад б. Xанбал был признан ими идейным вождем нового религиозно-политического движения, названного впоследствии его именем. В последние годы жизни его влияние оказалось настолько значительным, что халиф ал-Мутаваккил, восстановивший позиции традиционализма, приложил немало усилий, чтобы заручиться его поддержкой. Формально отвергая дружбу халифа, Ахмад б. Xанбал пошел на сотрудничество с ним в борьбе с му‘тазилитами. По просьбе халифа он составил список наиболее активных му‘тазилитов Багдада и Басры, став инициатором прямых выступлений против му‘тазилитов и других сторонников калама. Умер Ахмад б. Xанбал в Багдаде, оставив после себя большую группу учеников и последователей.
Ахмад б. Xанбал признан одним из главных систематизаторов традиционалистского вероучения. Отрицая возможность рационалистического объяснения догматов веры, все свое внимание Ахмад б. Xанбал обратил на решение проблем «этой жизни». Он активно разрабатывал «философию религиозного практицизма», в основе которой лежало стремление к правильной организации жизни в общине. Оценивая религиозно-политическую ситуацию, сложившуюся в общине в результате кризиса 20—40-х годов IX в., Ахмад б. Xанбал пришел к выводу о необходимости возврата к порядку, царившему, по его мнению, в «золотой век ислама» — при Мухаммаде и первых поколениях его последователей. Ахмад б. Xанбал считал, что высшей ступенью мусульманской добродетели на пути служения Аллаху словом, делом и в мыслях является «вера» (иман). Особое внимание в сочинениях богослова уделено разработке «крайней концепции» «нововведений» (бида‘), согласно которой все «нововведения» в вере и жизни, не имеющие обоснования в Коране и хадисах и не подтвержденные «согласным мнением» (иджма‘) первых трех поколений мусульманских авторитетов, должны быть осуждены. Политические взгляды Ахмада б. Xанбала отличались прагматизмом. С одной стороны, он признавал право на халифат за любым представителем рода курайшитов; с другой — считал возможным смещение правителя, «побуждающего людей к сомнению в вере». Он признавал допустимость религиозно-политической борьбы, «смуты» (фитна), и призывал в случае вовлечения в смуту до конца отстаивать исповедуемые взгляды. Ахмад б. Xанбал подчеркивал, что богословы должны воздействовать на правителя.
Среди сохранившихся сочинений Ахмада б. Xанбала наиболее значительны: Муснад — сборник, содержащий более 30 тыс. хадисов; шесть ‘акид; Китаб ас-салат, посвященная правилам молитвы и роли богословов в общине; Китаб ар-радд ‘ала-л- джахмийа ва-з-занадика—полемическое сочинение, в котором Ахмад б. Xанбал подробно изложил традиционалистские представления о божественных атрибутах.
Лит-ра: Ибн ал-Джаузи. Манакиб; Ибн Аби Йа‘ла. Табакат ал-ханабила, 1; Patton. Ahmad ibn Hanbal; H. Laoust. Le hanbalisme.— REI. 1959, 30, 67 — 80; он же. Ahmad ibn Hanbai.— EI, NE, 1, 280—286.
Д.В.Ермаков