Ахмад ал-Йамани, Ахмад б. Ибрахим б. Мухаммад ал-Газикумуки ад-Дагистани ал- Хасани аш-Шафи‘и (ум. в 1450 г.) — крупный религиозный деятель, мударрис, ученый, переписчик рукописей, распространитель ислама в Дагестане. Умер в дагестанском (лакском) селении Кумух — крупном политическом, идеологическом, экономическом и административном центре Дагестана. Сведения о жизни и деятельности А. ал-Й. сохранились в трудах дагестанских авторов на полях рукописей и носят фрагментарный характер. Шайх имам А. ал-Й. был преподавателем (мударрис) и судьей (хакам) в университете ал-Азхар, в Каире, некоторое время жил в Йемене, по приказу правителя Египта прибыл в вилайат Гумик (Кумух), где начал проповедовать ислам.
Сведений о времени прибытия А. ал-Й. в Дагестан обнаружить не удалось, но точно известно, что в 1432 г. он уже был в Дербенте (в том году у него там родился сын Нур ад-дин ‘Абд ал-Кадир). С декабря 1434 по июнь 1450 г. у него родилось еще пятеро детей— и все в Газикумухе (Газикумук). Трое из них, как и их отец, умерли от чумы в 1450 г. Согласно письменным памятникам и устным преданиям, могила А. ал-Й. была известна в Дагестане и служила своего рода местом паломничества. А. ал-Й. играл заметную роль в политической и духовной жизни кумухского общества, возглавлял теократическую власть в вилайате Газикумух, оттеснив светскую. Об этом свидетельствует письмо некоего саййида Мухаммада к общинам (джама‘ат) Газикумуха, Калакорейша и Зерехгерана — к ‘улама’, факихам, праведникам (салих), дарвишам (факир), саййидам, к кадиям, амирам, садрам, знати (айан) и особенно — к саййиду Ахмаду. А. ал-Й. развернул активную деятельность по утверждению позиций ислама в Кумухе и соседних общинах, по внедрению установок шари‘ата вместо норм обычного права. В частности, он запретил в Кумухе употребление бузы и обычай ишкиль (насильственное отчуждение имущества в обеспечение долга). Впоследствии, однако, ишкиль был им же восстановлен.
Перу А. ал-Й. принадлежит несколько сочинений. Среди них этико-догматический трактат Вафк ал-мурад, содержащий систему норм поведения мусульманина (сулук) и минимум основных сведений, знание которых обязательно. В нем имеются следующие разделы: о пользе чтения Корана и сунны; о поминании Аллаха; о молитвах, их категориях; об азане и икаме (призыв к молитве); о поведении в пятничный день при входе в мечеть и выходе из нее, при посещении могил; сведения о празднествах, лунных затмениях, молениях о ниспослании дождя; правила, связанные с путешествием, военным выступлением и т.д. Списки этого сочинения хранятся как в государственном хранилище (Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН), так и в частных собраниях. Один из списков ИИАЭ подготовил 13 зу-л-ка‘да 905/10 июня 1500 г. ‘Али, сын Мухаммада из одного из селений Зерехгерана. Копия, хранящаяся в частной библиотеке (селение Мегебгунибского района), выполнена примерно в XIX в.
Вафк ал-мурад было известно широкому кругу читателей, его переписывали и изучали при жизни автора и под его руководством. В частности, сохранилось известие о том, что копия Вафк ал-мурад была сделана в Багдаде с экземпляра самого автора (автографа) в 1443-44 г.
Сохранились также рукописи, переписанные самим А. ал-Й. В их числе Шарх ал-Кафийа ал-машхур би-р-Ради («Комментарий на книгу ал-Кафийа, известный как ар-Ради»). Это — обширный комментарий Наджм ад-дина ар-Ради ал-Астарабади на довольно распространенный в исламском мире трактат по грамматике арабского языка Ибн ал-Хаджиба (ум. в 1248 г.). Дата переписки — 8 раби‘ ал-аввал 831/27 декабря 1427 г. Место переписки не указано.
А. ал-Й. был саййидом. В 1899-1900 гг. в Кумухе был реставрирован зийарат (место поклонения) А. ал-Й. с фиксацией на отдельном камне его родословного древа, восходящего к ‘Али б. Аби Талибу. Там же сообщается, что род А. ал-Й. прекратил свое существование в 1833-34 г.
Еще в начале XX в. в Кумухе было особо почитаемо местным населением фамильное кладбище Йаманиттал («Йеменское»), где похоронены А. ал-Й. и его потомки. Ныне памятники не сохранились (кроме стелы 1899-900 г., составленной с учетом записей на других намогильных камнях). Летом-осенью 2001 г. над ней был возведен новый зийарат, торжественно открытый в 2002 г.
Лит-ра: ад-Дургили. Нузхат ал-азхан, 9; Гайдарбеков. Хронология, IX, 20; Саидов. О некоторых памятниках; Лавров. Эпиграфические памятники, 2, 107-108; Т.М.Айтберов. Письма саййида Мухаммеда к саййиду Ахмаду Йамани // Научнопрактическая конференция молодых ученых Дагестана «Молодежь и общественный прогресс». Махачкала, 1978, 75; А.Шихсаидов. Ахмад ал- Йамани // Ильчи (газ.) (на лакск. яз.). Махачкала, ноябрь 1998.
А.Р.Шихсаидов.