Ахмад Замчи — культовый комплекс близ ворот Фирузи на территории западного предместья сельджукской части Мерва (городище Султан-кала) в Марыйском вилайате Туркменистана. По преданию, Ахмад Замчи — ловкий пращник, родом из Замджа, ревностный мусульманин, сражавшийся на стороне Абу Муслима (VIII в.). Расположенная рядом с его захоронением могила в местной традиции связывается с другим соратником аббасидского вождя — Мизраб-шахом из Хорезма. Оба стали персонажами персидского народного романа (дастан) в XI–XIII вв. Абу Муслим-наме, авторство которого приписывают Абу Тахиру Тартуси. Этот роман был чрезвычайно популярен в Иране, Турции и особенно Средней Азии, где один из его эпизодов вырос в самостоятельное произведение Замчи-наме. В.А.Жуковский, изучивший комплекс построек вокруг «двойного» мазара Ахмада Замчи и Мизраб-шаха, а также связанные с ними фольклорные сюжеты, пришёл к выводу, что имена Ахмада и Мизраб-шаха «водворены» на теперь занимаемом ими месте только при хорезм-шахах, у которых роман Тартуси должен был пользоваться большим успехом. Относительно же изначальной принадлежности почитаемых могил он выдвинул гипотезу, что здесь могло быть двойное захоронение реальных исторических фигур: сельджукского султана Алп-Арслана (ум. в 1072 г.) и его отца Дауда Чагры-бека (ум. в 1060 г.).
Мавзолей сказочного богатыря Ахмада Замчи был в прошлом и остаётся до сих пор ближайшей к мавзолею Санджара cвятыней. В легендах он предстаёт героем-силачом и великаном: протянул ноги — разрушил дом; послан к эмиру — съел там весь плов; послан к другому эмиру — забрал у того деньги; последовательно встречает, побеждает, берёт в спутники человека, пьющего реку, чтобы насытиться рыбой; убивает дива, чтобы освободить женщину, и т.п. Кирпичный намогильник в мазаре А. З. гипертрофированных размеров (6×3×1 м) мог служить источником таких легенд либо сам был сооружён для их подкрепления. Имя Ахмада Замчи без каких-либо сопутствующих легенд встречалось и в Хорезме. В Дишан-кале (предместье Хивы) есть мавзолей ‘Абд ал-Бобо (XVIII–XIX вв.), посвящённый, согласно легенде, пращнику хорезм-шаха Атсыза (XII в.), отождествляемому местными информаторами с А. З.
К концу XIX в. на месте рухнувшего древнего сооружения сложилась компактная группа мелких сырцовых построек (некоторые с куполами), в которых были также вторично использованы средневековые жжёные кирпичи. Помимо двух могил здесь находились мечеть, зийарат—хана, жилище смотрителя и худжры паломников. В начале 90-х гг. ХХ в. все они заменены новыми строениями из современных материалов, однако археологическое исследование, способное пролить свет на историю комплекса А. З., никогда не проводилось. Изучена лишь находившаяся в 200 м севернее Мусалла Мерва, следы которой вскрыл Б.Д. Кочнев в ходе раскопок 1961–1965 гг. Он же высказал предположение: судя по тому, что ворота в северо-западной стене Байрамали-хан-калы в XVI в. именовались воротами Палван Ахмада, к этому времени культ могилы Ахмада Замчи уже сложился, и не исключено, что возникновение культа восходит к домонгольской эпохе, на что указывают элементы архитектурного декора XI–XII вв., встречающиеся к западу от мазара.
Лит-ра: Жуковский. Развалины, 157–163; Б.Д.Кочнев. Средневековые загородные культовые сооружения Средней Азии. Таш., 1976, 28–29; Снесарев. Хорезмские легенды, 196.
Р.Г.Мурадов.