аш-ШАХРАСТА̄НӢ, Абӯ-л-Фатх̣ Мух̣аммад б. ‘Абд ал-Карӣм (1075— 1153)—шафи‘итский богослов и факих, авторитетный историк религий и религиозно-философских систем. Родом из г. Шахрастан (на севере Хорасана, в Иране), перс по происхождению, аш-Ш. получил традиционное мусульманское образование, слушал в Нишапуре и Тургандже лекции знаменитых ученых своего времени по хадисам, фикху и каламу. Он много путешествовал и прославился успешными диспутами с учеными из разных краев Халифата. Вместе со славой он приобрел и злостных критиков, упрекавших его за приверженность к аргументации философов и батинитов-исма‘илитов. В течение трех лет (с 1116 г.) аш-Ш. читал лекции в знаменитой Мадраса Низамийа в Багдаде. Умер он в родном городе.
Религиозно-политические взгляды аш-Ш. нельзя определить однозначно. С одной стороны, он выступал как аш‘аритский богослов. Обстоятельные знания аш‘аритской догматики он показал в трактате Китаб нихайат ал-икдам фи ‘илм ал-калам. Вместе с тем современники аш-Ш., отдавая должное его выдающейся учености в области религиозных наук, в то же время обвиняли его в приверженности к исма‘илитам-низаритам, в том, что в своих лекциях-проповедях он никогда не цитировал текст Корана и не ссылался на слова пророка Мухаммада. Его осуждали за попытки философского истолкования Корана. Такие обвинения были, видимо, не просто злонамеренной клеветой, реакцией «ревнителей благочестия» на увлечение знаменитого ученого философией. Исма‘илитский характер действительно носит частично сохранившийся комментарий аш-Ш. к Корану под названием Мафатих ал-асрар ва масабих ал-абрар, написанный ок. 1146 г. Исма‘илитские воззрения аш-Ш. наиболее отчетливо проявились в его полемическом трактате Китаб ал-мусара‘а, составленном после 1132 г. и направленном против Абу ‘Али Ибн Сина (Авиценны). Признав Ибн Сина ведущим философом, аш-Ш. решил опровергнуть его, избрав для философской дискуссии семь вопросов метафизики. По каждому вопросу аш-Ш. приводил суждение Ибн Сина, опровергал его и давал свое определение. Идеи, которые высказал аш-Ш., и терминология, которой он пользовался, явно заимствованы из учения исма‘илитов. Таким образом, некоторые элементы исма‘илитской идеологии действительно отражены в мировоззрении аш-Ш.
Помимо трех указанных сочинений аш-Ш. источники упоминают названия еще свыше десяти его сочинений по богословию, философии, истории религий. Это Китаб талхис ал-аксам ли-мазахиб ал-анам; Китаб гайат ал-марам фи ‘илм ал-калам; Китаб ал-иршад ила ‘ака’ид ал-‘ибад; Китаб ал-манахидж ва-л-баййинат; Китаб ал-актар фи-л-усул; Китаб шарх сурат Йусуф; Китаб ал-мабда’ ва-л-ма‘ад; Китаб дака’ик (или нихайат) ал-аухам; Та’рих ал-хукама’ (или ал-фаласифа); Китаб шубухат Аристуталис ва Ибн Сина ва накдиха; Китаб ал-джуз’ аллази ла йатаджазза’у.
Самое известное сочинение аш-Ш.— Китаб ал-милал ва-н-нихал. Оно было написано в 1127 г. и посвящено вазиру Санджара Махмуду б. Музаффару ал-Хорезми (1127—1132) или алидскому накибу Термеза ‘Али б. Джа‘фару ал-Мусави. О популярности этого сочинения говорят многочисленные переводы его на персидский язык. Наиболее ранний из сохранившихся переводов выполнен в 1440 г. для тимуридского правителя Шахруха. О популярности трактата аш-Ш. свидетельствует и давняя прочная рукописная традиция этого сочинения.
Китаб ал-милал ва-н-нихал состоит из двух частей. Первая часть посвящена описанию внутренней истории ислама. Критикуя предшествовавших мусульманских доксографов за отсутствие у них твердого принципа описания богословских школ и конфессиональных общин, аш-Ш. счел необходимым прежде всего выделить главные проблемы богословия, которые служили бы основой для описания различных доктрин. Он выделил четыре основные проблемы, различное решение которых привело к образованию четырех больших школ (кадариты, сифатиты, хариджиты и шииты). От этих четырех основных школ образовались, как считал аш-Ш., следуя мусульманской традиции, 73 общины. Приводя различия между ними по частным вопросам богословия, он в то же время старался не упускать из виду основные проблемы
Во второй части трактата изложены верования и религиозно-философские учения иудеев, христиан, манихеев, зороастрийцев, сабиев, брахманов, взгляды выдающихся греческих и мусульманских философов, представления приверженцев разных языческих культов. Отличительная черта сочинения аш-Ш.— описательный характер изложения различных точек зрения. В отличие от своих предшественников, в первую очередь ал-Багдади (ум. в 1037 г.) и Ибн Хазма (ум. в 1064 г.), апологетическими сочинениями которых он пользовался, аш-Ш. стремился избегать полемики, заботясь главным образом о логичном и доказательном изложении материала. Заслуга аш-Ш. состоит в том, что при описании внутренней истории ислама он сумел преодолеть конфессиональную ограниченность и тенденциозность, столь характерные для мусульманских апологетов. По существу, это краткая энциклопедия религий и религиозно-философских учений народов Ближнего Востока и Средиземноморья в период раннего средневековья.
Как первоклассный памятник мусульманской историографии Китаб ал-милал ва-н-нихал аш-Ш. равно привлекает внимание ориенталистов. Сочинение неоднократно издавалось в Европе, Египте, Иране, Турции, Индии. Оно переведено на персидский, турецкий, немецкий, английский и руссий (Часть 1) языки.
Лит-ра: аш-Шахрастани. Книга о религиях.
С.М.Прозоров