аш-ШИБЛӢ, Абӯ Бакр Дулаф б. Джахдар (б. Джа‘фар) (861—946) — багдадский суфий, ближайший ученик и сподвижник ал-Джунайда и ал-Халладжа. Родился в Самарре, его отец был главным хаджибом халифа, дядя— военачальником (амир ал-умара’) в Александрии. Сам аш-Ш. служил хаджибом у халифа ал-Муваффака. В возрасте 40 лет был назначен на пост правителя (вали) области Демавенд в Северном Иране, но неожиданно отказался от назначения, «раскаялся» и принял суфизм в собрании (маджлис) известного багдадского суфия Хайра ан-Нассаджа. Поначалу симпатии аш-Ш. в силу его экзальтированного характера склонялись к «крайнему» суфизму, который проповедовал ал-Халладж. Однако преследования, а затем жестокая казнь последнего, вероятно, заставили его изменить свои взгляды и занять осторожную позицию, свойственную ал-Джунайду и его окружению. Есть сведения, что аш-Ш. отрекся от ал-Халладжа и обвинил его в разглашении «тайн», которые должны быть достоянием избранных. После казни ал-Халладжа поведение аш-Ш. стало крайне необычным. Его эксцентрические поступки (сжигание дорогих одежд и благовоний, самоистязания и пр.), повышенная эмоциональность привели к тому, что его сочли сумасшедшим, поэтому багдадские власти, активно боровшиеся в это время с инакомыслием и «недозволенными новшествами» (бид‘а), не принимали его всерьез. Аш-Ш. спасло, видимо, также его знатное происхождение и принадлежность к мазхабу маликитов, которые в тот момент были в числе инициаторов этой борьбы.
В правовых и коранических науках аш-Ш., по свидетельствам биографов, ни в чем не уступал виднейшим авторитетам в этих областях и даже превосходил их. В «экстатических высказываниях» (шатхийат) и «аллегорических намеках» (ишарат) аш-Ш., записанных в основном в конце его жизни, в завуалированной форме говорилось о страданиях и радостях «божественной любви», о необходимости отказа от мирской жизни ради высшей цели — сближения с божеством, о самоконтроле и самонаблюдении, которые должен практиковать истинный суфий. Мистические стихи, приписываемые аш-Ш., не лишены художественных достоинств. Наиболее известными его учениками были ‘Али ал-Хусри и Абу-л-Касим ан-Насрабази. Сюжеты из биографии аш-Ш., его высказывания и стихи можно встретить во всех авторитетных суфийских трактатах. Своей широкой известностью он обязан, однако, не столько оригинальности взглядов, сколько парадоксальности мышления, незаурядности поведения, причастности к судьбам великих людей и знаменательным событиям в истории суфизма.
Его могила в Багдаде сохранилась и почитается по сей день.
Лит-ра: ас-Саррадж. Ал-Лума‘, 395—406; ас-Сулами. Табакат, 337—348; ал-Багдади. Та’рих Багдад, 14, 389—397; ал-Кушайри. Ар-Рисала, 33—34; ‘Абдаллах б. Ас‘ад ал-Йафиʻи. Мир’ат ал-джанан, 2. Хайдарабад, 1337 г. х., 317—319; Massignon. Passion, 1, 41—43; al-Hujwiri. Kashf, 155 —156, Index; ‘Aттap. Тазкира, 2, 342—343; Ibn Khallikan. Dictionary, 1, 511—513; GAS, 1, 660.
А. Д. Кныш