Баб ал-Кийама (араб., «Ворота Воскресения», известные также под тюркским названием Кийамат-капы и под персидским названием Дар-и Кийамат) — мусульманское культовое место, существовавшее прежде в Дербенте. Находилось возле одной из башен северной городской стены (VI в. н.э.), с наружной стороны, за пределами средневекового шахристана. Возникло на месте хорошо охранявшегося узкого арочного прохода, имевшегося в оборонительной стене в позднесасанидский и раннеарабский периоды. Археологическими раскопками установлено, что в IX–X вв. проход со стороны города был заложен и превращён в закрытое помещение (размером в 4,5 м2), а прилегающая к нему территория (около 40 м2) у стыка башни и стены ограждена каменными столбиками с поперечными деревянными балками заграждения и с входом, оформленным двумя резными столбами. За пределами этой территории располагалось обширное средневековое мусульманское кладбище, ныне полностью застроенное, за исключением кладбища Кырхляр (тюрк. «Сороковник»). В непосредственной близости от памятника при его археологическом исследовании обнаружены два мусульманских захоронения в каменных ящиках (цистах).
На оборонительной стене, башне, а также во внутреннем помещении Б. ал-К. высечено несколько арабских надписей религиозного содержания, выполненных почерками куфи и насх и датированных суммарно IX–XIII вв. Это: шахада, басмала, отдельные слова (масджид — «мечеть», «Аллах», «Мухаммад») и фразы («Йа, ‘Али, дарвиш садик!»). На блоке башни имеется персидская рельефная строительная надпись 814/1412 г.: «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад — посланник Аллаха. Это благословенное здание построено во время правления амира Исфандийара, — да сделает его Аллах владычество вечным! — рабом [божьим] хваджой Рукн ад-дином б. хваджа Наджм ад-дин, восемьсот четырнадцатого года». Ещё одна крупная (80×40 см) трехстрочная куфическая арабская надпись X–XI вв. находится в помещении прохода. Она ещё до конца не прочитана и имеет, очевидно, строительный характер. В ней фигурирует титул амир.
На стенах внутри Б. ал-К. высечены четыре изображения луков со стрелами, направленными вниз (в восприятии мусульман — в «мир потусторонний»), и лигатуры из букв лам и алиф, означающие по-арабски «нет» (ла) и играющие важное место в исламской (особенно суфийской) символике как первое слово шахады, знак-оберег с особым мистическим значением знаменитого меча Зу-л-фикар «праведного халифа» ‘Али и могущественного меча ла, которым можно уничтожить все сотворённое. В потолке обнаружен железный бронебойный наконечник стрелы, воткнутый в стык блоков перекрытия и обращённый остриём вниз. Его можно датировать X–XIII вв. Изображения луков на стенах и воткнутый наконечник стрелы имели глубокую смысловую нагрузку, но их семантика пока не поддается полному раскрытию: можно предположить, что, будучи связанными с данным культовым объектом, воспринимавшимся в сознании мусульман как «Врата Судного дня» (через которые пройдут умершие, чтобы предстать перед судом Божьим), они выполняли охранительную функцию, призваны были защищать мусульман в день Суда и Воскресения (араб. ал-кийама) от зловредного воздействия потусторонних сил. На прилегающих к входу в Б. ал-К. участках стены и башни обнаружено свыше 40 рисунков, некоторые из них представляют собой врезные знаки строителей Дербента VI в., а большинство — различного типа изображения дуги-арки, символизировавшие ворота, в данном случае «Врата Судного дня и Воскресения». В помещении и особенно вокруг входа в него в кладку оборонительной стены и башни наглухо забиты сотни железных гвоздей, как кованых средневековых, так и фабричных XIX — начала ХХ в.
По данным археологии и письменных источников, «святое место» Б. ал-К. действовало с IX–X до начала ХХ в. О нём упоминает Баб ал-абваб шухедалери («Мученики [за веру] Баб ал-абваба/Дербента»), приложение восходящей к Йусуфу ал-Лакзи (ум. до 1089 г.) и изданной М.М.Казем-беком хроники Дарбанд-нама, имеющееся в её петербургском списке из ГПБ. Называя 50 похороненных на кладбищах города шахидов XI — начала XII в., хроника сообщает про Пир-Нал’банда, чей титул султан дарвазе-е кийамат газийан («глава газиев у ворот Воскресения») указывает на то, что он возглавлял отряд воинов-борцов за веру, нёсших службу у Б. ал-К. Арабское название памятника зафиксировано в 1722 г. князем Дм.Кантемиром, тюркское — в начале XIX в. А.К.-а. Бакихановым, персидское — в 1860-х гг. генералом А.В.Комаровым.
Последний отметил совершение здесь религиозных обрядов, включая обычай забивания в стену гвоздей. По словам Комарова, чтобы обеспечить себе в течение года счастливую жизнь, ши‘иты Дербента обязаны были совершить ряд действий, в числе которых «прибить к Деры-Киамет (перс. Дар-и Кийамат) деревянный гвоздь и сделать незр». Сопровождаемый обетом (араб. назр) обычай забивания в стену гвоздей, имевший целью исполнение заветных просьб, благопожелание, отмечен этнографами у мусульман разных районов Дагестана и в целом Кавказа. Ту же цель преследовал обычай «подношения» и забивания в оборонительную стену медных монет, о существовании которого у Б. ал-К. в средневековье говорят материалы археологии. По сведениям информатора С. Султанова (род. 1920 г.), ещё в конце 1920-х — начале 1930-х гг. на месте Б. ал-К. имелось почитаемое «святое место» под названием Бурундж пир (азерб. «Угловой пир», т.е. у стыка оборонительной стены и башни). Перед паломничеством в одну из главных святынь ши‘итов — Карбалу/Кербелу (Машхад ал-Хусайн) — мусульмане Дербента собирались здесь, совершая пожертвования-садака и обращаясь в молитвах к Всевышнему с просьбой о помощи. Во 2-й половине ХХ в. культовый памятник Б. ал-К. и даже его название были забыты. После проведения здесь в 2001–2003 гг. археологических раскопок Б. ал-К., похоже, вновь обретает значение культового объекта.
Лит-ра: Derbend-Nameh, 606–608; Ch.Fraehn. Die Inschriften von Derbend // B.Dorn. Das Asiati-sches Museum der Kaiserlichen Akademie der Wis-senschaften zu St.-Petersburg. St. Petersburg, 1846, 304; А.В.Комаров. [Эпиграфические материалы] // ОР ИВР РАН. Ф. 71. Оп. 1. Д. 1; А.[В].К[омаров]. Что должен делать каждый Дербентский мусуль-манин (шиит), чтобы счастливо провести весь но-вый год // Известия КОИРГО. Т. I. Тифлис, 1872, 22; D.Cantemir. Collectanea Orientalia (III. Ex eius-dem Demetrii Cantemiri schedis manuscriptis) // Operele principelui Demetriu Cantemiru publicate de Academia Romana. T. VI. Bucuresci, 1883, 16; А.К.Бакиханов. Гюлистан-и Ирам / Ред., коммент., примеч. и указатели З.М.Буниятова. Баку, 1991, 89; М.С.Гаджиев, М.А.Бакушев, С.М.Гаджиев. Средневековое мусульманское культовое место Баб ал—Кийама в Дербенте // Передняя Азия, Кавказ, Балканы. Вып. 2. Махачкала, 2004, 70–77; M.Hajiev. Bab al-Qiyama — a Medieval Muslim Cultic Site in Derbent // Islam and Sufism in Daghe-stan / Ed. by M.Gammer. Helsinki, 2009, 29–39, 174–182.
М.С.Гаджиев