Бадахшани, Саййид Сухраб-и Вали (ум. после 856/1452 г.) — наиболее значительный исма‘илитский теолог бадахшанской низаритской общины пост-Аламутского периода. Практически ничего не известно о его биографии, за исключением тех кратких сведений, которые он сообщает в единственном из дошедших до настоящего времени его трудов — Си ва-шиш сахифа («Тридцать шесть посланий»), который имел хождение также под названием Сахифат ан-назирин («Послание о созерцающих»).
Саййид Сухраб-и Вали родился в неисма‘илитской семье в начале XV в. в Бадахшане, где провёл всю свою жизнь. Согласно автобиографическим сведениям в Си ва-шиш сахифа, он принял исма‘илизм незадолго до того, как ему исполнилось двадцать лет.
Недостаток фактических сведений о биографии Б. восполняется бадахшанской фольклорной традицией, которая, впрочем, носит квазиисторический характер и отражает мифологизированное представление о нём в локальной устной традиции, воспроизводимой в более поздних бадахшанских письменных источниках. Так, в составленном в XIX в. Силк-и гаухарриз («Нить рассыпающихся жемчужин») в третьей главе, посвящённой генеалогии и истории бадахшанских «старцев-наставников» (пир) и проповедников-миссионеров (да’и) XVII–XIX вв., с именем Б. связаны различные чудеса. В день своего появления на свет он был похищен, но затем возвращён родителям. Ещё в детском возрасте он был парализован, и некий Баба Хайдар, увидев сон, в котором старец поведал ему, что излечить Сухраб-и Вали способен только Насир-и Хусрау, доставил его к Насир-и Хусрау, и стоило тому лишь взглянуть на него, как болезнь прошла. В течение 30 лет Б. обучался у Насир-и Хусрау и в конце концов стал его ближайшим помощником (хидматкар). В этом же источнике сообщается о происхождении бадахшанских пиров от чилтанов (категория «святых»), о передаче секиры (табарзин) от одного пира к другому. Впервые это сделал Насир-и Хусрау, вручивший табарзин и книгу Ваджх-и дин («Лик веры») Б. и назначивший его на пост своего преемника. В Силк-и гаухарриз говорится также о переселении потомков Б. в Кабул.
Сочинение Си ва-шиш сахифа состоит из 36 глав, которые тематически объединяются следующим образом: творение, космогония (1–10); человек, его телесная и духовная природа, силы человека (11–15); ангелы, дивы, сотворение Адама, история Иблиса (16–20); пророки и пророческая миссия (21–22); эсхатология: ад, рай, мост сират и т.д. (23–36).
Автор развивает неоплатоническую космологию и ряд других вопросов, которые встречаются в метафизических системах, представленных в работах иранских исма‘илитских да’и. В X в. в исма‘илитской среде возникает интеллектуальное движение, в рамках которого предпринимались попытки соединить ши‘итское (исма‘илитское) схоластическое богословие (ал-калам, ‘илм ал-калам) и неоплатонизм. Важным шагом в этом направлении стало творчество главного да’и Хорасана и Центральной Азии Мухаммада б. Ахмада ан-Насафи (ум. в 332/943 г.), идеи которого развивались последующими поколениями иранских исма‘илитов, в частности Абу Йа‘кубом ас-Сиджистани (ум. после 361/971 г.), Насир-и Хусравом (ум. после 464/1070 г.) и др.
Внемирный Творец (мубди’) наделяет бытием первое творение посредством Своего слова (калима) «Будь!» (кун). Первым творением стал Разум (‘акл), который представляет собой простую субстанцию (гаухар-и басит). Из Разума возникает (пайда шуд) Душа (нафс), или Всеобщая Душа (нафс-и кулл). Через движение Души посредством эманации возникают первоматерия (хайула) и форма (сура), которые лежат в основании материального мира. Далее порядок творения выглядит у Б. следующим образом: из Первоматерии возникает природа (таби’ат), затем всеобщее тело (джисм-и кулл), семь небесных сфер (афлак). Из движения небесных сфер возникают четыре простых элемента (муфрадат) — тепло, холод, влажность, сухость. Элементы посредством движения небесных сфер смешиваются, что приводит к образованию сложных элементов (мураккабат) — земли, воды, воздуха, огня. В свою очередь, результатом их смешения являются растения, в которых наличествует «растительная душа» (нафс-и набати), затем на следующей иерархической ступени возникают животные, обладающие «животной душой» (нафс-и хайавани), и наконец, человек с его «разумной душой» (нафс-и натики) или «человеческой душой» (нафс-и инсани). Для того чтобы связать эту неоплатоническую систему с мусульманской традицией, Б. использовал кораническую терминологию, согласно которой он идентифицировал сущее духовного мира. Так, ‘акл соответствует «Перу» (калам), нафс — «Хранимой скрижали» (лаух) и «Трону» (курси). Кроме того, исма‘илиты подчеркивали аналогии между духовным/небесным миром и физическим/земным миром, с одной стороны, и человеком/микрокосмом и физической вселенной/макрокосмом — с другой.
В трактате Б. обсуждает основные положения исма‘илитского вероучения и его символико-аллегорическую интерпретацию (та’вил), пророческую миссию (нубувват) и имамат (имамат), воскрешение из мёртвых (кийамат) и эсхатологию (ма’ад), разбирает доктрину циклической религиозной истории человечества. Кроме уже упомянутых работ Абу Йа‘куба ас-Сиджистани и Насир-и Хусрау, по всей видимости, Б. имел доступ к сочинениям исма‘илитов Аламута, в частности к трактату Насир ад-дина ат-Туси (ум. в 672/1274 г.) Раудат ат-таслим («Сад покорности»), с архитектоникой которого совпадает в целом структура Си ва-шиш сахифа.
Сочинение Б. пользовалось популярностью и имело широкое хождение не только среди низаритов Бадахшана, но также и в других прилегающих землях. В частности, Си ва-шиш сахифа упоминается в Калам-и пир («Слово старца») персидского поэта Хайрхах-и Харати (ум. после 960/1553 г.), который цитировал пассажи из него. Этот факт представляет интерес, поскольку происхождение Б. свидетельствует о его принадлежности к низаритской ветви мухаммад-шахи. Тем не менее использование его труда в сочинении, относящемся к литературной продукции исма‘илитов касим-шахи, указывает либо на то, что низариты Бадахшана не были единодушны в своей приверженности к имамам линии мухаммад-шахи, либо свидетельствует о том, что в момент составления Си ва-шиш сахифа бадахшанская община возвратилась в лоно касим-шахи. Впрочем, сам текст трактата Б. не содержит каких-либо прямых указаний на приверженность автора к той или иной ветви низаритской общины. Кроме Си ва-шиш сахифа Б. приписывают авторство других сочинений, посвящённых доктринальным вопросам исма‘илизма, в частности Раудат ал-мута’аллимин («Сад ищущих знание»), текст которого до настоящего времени не обнаружен.
В Бадахшане и других частях Центральной Азии признавали низаритский имамат позднего Аламутского периода, что стало результатом активной деятельности исма‘илитских проповедников-миссионеров, которые основали династии местных пиров и миров в Шугнане и некоторых других областях Бадахшана. Позднее в результате преследований Тимуридских правителей низариты Бадахшана вынуждены были соблюдать предписание «благоразумного сокрытия веры» (такийа), что отчасти служит объяснением того, что в данный период (известный в исма‘илитской историографической традиции как даур ас-сатр — «период сокрытия») литературная продукция низаритов представлена крайне малым количеством сочинений доктринального жанра, авторство большинства из которых до сих пор остаётся неизвестным. С учётом этого обстоятельства трактат Б. Си ва-шиш сахифа представляет собой важный источник для изучения средневековой интеллектуальной традиции низаритов Бадахшана, сформировавшейся под влиянием исма‘илитских учений периода Фатимидов, в особенности Насир-и Хусрау, остаток своей жизни проведшего в Бадахшане, где он составил свои основные религиозно-философские сочинения, а также для изучения трудов низаритов Аламутского периода, доктрин ши‘итов-имамитов, в том числе «крайних» ши‘итов (гулат), а также иранского суфизма.
Лит-ра: Сахифат ан-назирин // ИВР РАН. Рукоп. — КАР, т. I, С 1704; Si va shish sahifa / Ed. Hushang Ujaqi with an English Foreword by W.Ivanow. Tehran, 1961; Si-u shish sahifa (Thirty six epistels) by Sayyid Suhrab Wali Badakhshani (wrote in 856 A.H./1425 A.D.) / Persian text ed. by Hushang Ujaqi. With a Foreword by W.Ivanov [Б.м., б.г.]; Khayrkhwah-i Harati, Muhammad Pida. Kalam-i pir / Ed. and trans. W.Ivanow. Bombey, 1935, 19, 46, 55; W.Iwanow. Ismaili Literature. Tehran, 1963, 163–164; А.Е.Бертельс, М.Баковев. Алфавитный каталог рукописей, обнаруженных в Горно-Бадахшанской автономной области экспедицией 1959–1963. М., 1967, 70–71, 87; К.Эльчибеков. Общие религиозно-философские и фольклорно-мифологические обоснования иерархии духовенства в суфизме и исмаилизме // Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1975, 308; Farhad Daftary. The Isma‘ilis: Their History and Doctrines. Cambridge, 1990, 408; idem. Badakhshani, Sayyid Suhrab Wali // The Great Islamic Encyclopedia / K.Musavi Bojurdi (ed.). Tehran, 2003. Vol. 11, 520–521; idem. Ismaili Literature. A Bibliography of Sources and Studies. London–New York, 2004, 129; Shafique N. Virani. The Ismailis in the Middle Ages: A History of Survival, a Search for Salvation. Oxford University Press, 2007, 219; Farhad Daftary. Badakhshani, Sayyid Suhrab Wali // Historical Dictionary of the Ismailis. Lanham–Toronto, 2012, 274; idem. Badakhshani, Sayyid Suhrab Wali // The Biographical Encyclopedia of Islamic Philosophy / Ed. O.Leaman. London–New York, 2015, 42–43.
К.С.Васильцов