Балыклыкуль (Четырмановская волость Стерлитамакского уезда Уфимской губернии) — довольно крупная деревня, в которой находилась Балыклыкульская мадраса — известное повышенное мусульманское учебное заведение дореволюционной Башкирии, основанное во 2-й половине ХVIII в. (в письменных источниках встречается дата 1771 г.). В 1870 г. в Б. насчитывалось 100 дворов и 625 жителей, а спустя пятнадцать лет — соответственно 156 и 1085. Одним из первых мударрисов в этой мадрасе был Габдулвахаб (‘Абд ал-Вахаб) б. Габдулкарим (‘Абд ал-Карим). Его сменил мударрис ахун Хуснутдин (Хусн ад-дин) б. Шамсутдин (Шамс ад-дин) Жданов (1767–1869), в период заведования которого Балыклыкульская мадраса пережила необычайный расцвет. Хуснутдин-ахун в свое время обучался в Стерлибашевской мадрасе и в дальнейшем сохранил тесную связь с его руководителями (он был женат на одной из дочерей знаменитого стерлибашевского мударриса Нигматуллы Тукаева). Большие познания в традиционных мусульманских науках снискали руководителю Балыклыкульской мадрасы небывалую славу в округе (так, первые оренбургские муфтийи считали за честь принимать его в ОМДС) и притягивали к нему десятки учеников (в начале 1867 г. их было 150). Популярности балыклыкульского мударриса способствовали его глубокое знание персидского языка и литературы (он знал, например, наизусть многие строфы бессмертных поэм персидских поэтов суфийского толка ХIII в. Джалал ад-дина Руми и Са‘ади), любовь и способность к стихотворчеству и старательно пополняемая богатая библиотека, а также независимость мнения по каноническим вопросам (так, он допускал совмещение полуночного намаза с предрассветным во время коротких летних ночей) и стремление освободить учебный процесс от механически перенесённой в башкирские и татарские примечетские школы схоластики бухарских мадрас, которые он одним из первых в крае начал открыто критиковать. После смерти Хуснутдина Жданова его дело продолжил его сын имам-хатиб и мударрис Зийаетдин (араб. Дийа’ ад-дин). Однако при нём и его преемниках былой блеск Балыклыкульской мадрасы померк, и она превратилась в типичную сельскую примечетскую школу местного значения. Во всяком случае, уже в 1879 г. она не числилась в списке 61 наиболее крупных мактабов и мадрас Стерлитамакского уезда.
Лит-ра: ГАОО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 14586, л. 27–27об.; Там же. Ф. 6. Оп. 13. Д. 3416, л. 36об.–37; М.-С.Өметбаев. Йадкарь. Казан, 1897, 108; Ризаетдин бин Фәхретдин. Асар. 2 җ. Оренбург, 1908. Җ. 1, 14, 479–480; Фархшатов. Народное образование, 19.
М.Н.Фархшатов