Бартольд, Василий Владимирович (3.XI 1869–19.VIII 1930) — крупнейший отечественный историк, источниковед и исламовед, авторитет которого был признан как в ученых кругах Западной Европы, так и среди мусульманской интеллигенции. Б. учился в родном для него Петербурге; в детские и юношеские годы получил разностороннее гуманитарное образование, хорошо освоил классические и основные западноевропейские языки, окончил в 1887 г. гимназию. Университетский курс он прошел в 1887–1891 гг., глубоко изучив литературные арабский, персидский и тюркский (или турецкий, как тогда называли) языки. Основными его учителями были арабист В.Р.Розен и историк Востока Н.И.Веселовский. С Петербургом и его научными учреждениями связана вся последующая жизнь и академическая карьера ученого.
Для повышения квалификации Б. совершил в 1891–1892 гг. поездку в Финляндию, Германию, Швейцарию, Северную Италию и Австро-Венгрию. В Халле (Галле) он слушал лекции исламоведа Авг. Мюллера, в Страсбурге— лекции семитолога и корановеда Т.Нёльдеке. По возвращении на родину был оставлен при С.-Петербургском университете «для подготовки к профессорскому званию». В 1893 г. он выдержал испытание на ученую степень магистра, в 1896 г. стал приват-доцентом. За капитальный труд «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» Б. был удостоен в 1900 г. степени доктора истории Востока. С 1901 г. он работал экстраординарным, с 1906 г. — ординарным профессором С.-Петербургского университета; в 1910 г. избран членом-корреспондентом Академии наук, в 1913 г. — действительным членом. Кроме университета и Академии наук Б. сотрудничал в Восточном отделении Русского археологического общества и Русском географическом обществе. В 1912 г. он стал одним из инициаторов и редактором единственного за всю историю России исламоведческого журнала «Мир ислама», но определяемое Б. направление не встретило одобрения властей и после выхода первого тома (наполовину заполненного его собственными трудами) он был отстранен от редактирования. Б. принял также активное участие в международном издании «Энциклопедия ислама» (выходила с 1913 г. на трех языках: немецком, французском и английском), для которого написал 247 статей.
Б. часто выезжал из Петербурга в научные командировки в Среднюю Азию (1893–1894, 1902, 1904, 1916 гг.), на Кавказ (1900, 1908 гг.), а также в европейские страны, османскую Турцию и Египет (1895, 1898, 1905, 1906, 1908-1909, 1911, 1912, 1913, 1914 гг.). После 1917 г. он продолжал интенсивную научную деятельность и преподавание в высших учебных заведениях Петрограда-Ленинграда, занимал руководящие должности в ряде академических учреждений (Коллегия востоковедов и т.д.) и редакциях периодических изданий, вплоть до 1928 г. предпринимал поездки с научными целями и для чтения лекций в Среднюю Азию, университетские центры СССР (Москва, Баку), в Турцию и западноевропейские страны. Б. скончался на шестьдесят первом году жизни и похоронен на Смоленском кладбище Петербурга.
За период 1892–1930 гг. вышло из печати свыше 400 научных работ Б. (частью на немецком языке), не считая статей в Encyclopaedia of Islam; несколько его работ было издано посмертно. Многие из его трудов были переведены на иностранные языки и продолжают выходить до сих пор. В 1963–1977 гг. было осуществлено издание почти полного собрания «Сочинений» Б. в 10 томах, а также аннотированной библиографии его трудов и описание его архива.
Затруднительно было бы назвать среди работ Б. такую, которая не имеет касательства к исламоведению. Подавляющее большинство трудов Б. целиком или частично посвящено исламу в широком смысле этого слова, т.е. характеризует мусульманские страны и народы, исламскую общину на разных этапах ее существования и различные ее составляющие (социальные группы, династии, секты или отдельных лиц) в каком-либо отношении: историческом, этнографическом, географическом, культурном, религиозном, экономическом, политическом или бытовом. И все же Б. предпочитал называть себя историком, но не исламоведом. И.Ю.Крачковский справедливо отмечал (в 1934 г.), что Б. «с неустанным вниманием относился к мусульманскому миру во всем масштабе его географических и хронологических пределов» и что «исламоведа с таким кругозором и такой суммой работ широкого охвата еще не было в истории исламоведения». Но при этом он, с полным на то основанием, лишь немногое из громадного научного наследия Б. счел возможным отнести к специально исламоведческим работам.
Одна из ранних статей Б. («Современный ислам и его задачи») свидетельствует о том, что отправным пунктом и, вероятно, сильным стимулом для его исламоведческих исследований послужило стремление понять и оценить ситуацию, в которой тогда (1894 г.) оказались мусульманские народы, и даже заглянуть в их будущее. В заглавии своего первого собственно исламоведческого труда «Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве» Б. сформулировал одну из самых сложных проблем исламоведения, которая не утратила остроты и актуальности по настоящее время. Первоначально это была его вступительная, или пробная, лекция, с которой он приступил к преподаванию в С.-Петербургском университете; в 1903 г. она была дважды опубликована (в Петербурге и Ташкенте). Этот труд содержит, по словам автора, «краткий обзор истории развития государственной жизни и отношения светской власти к религии на мусульманском Востоке», которого «будет достаточно для опровержения ходячего представления о застое как характерном признаке Востока и о теократии как единственной форме правления, возможной в мусульманских странах».
Дальнейшая разработка этой темы, впервые затронутой еще в «Туркестане», вылилась в монографию «Халиф и султан» — одно из самых блестящих исследований Б., с четко очерченной задачей, с убедительными выводами, сформулированными в 14 тезисах. Ее основные положения были безоговорочно приняты коллегами и послужили отправной точкой для новых изысканий в области истории политической мысли в исламе. Сам Б. неоднократно возвращался впоследствии к вопросу о теории и практике политической власти в мусульманских государствах, варьируя формулировки (в работах «Панисламизм», 1914 г., «Турция, ислам и христианство», 1915 г., «Ислам», 1918 г., и т.д.), но уже не привлекая новых материалов.
Известностью в широких общественных кругах СССР в качестве исламоведа Б. обязан главным образом двум научно-популярным очеркам, «Ислам» и «Культура мусульманства», и вводному курсу в изучение истории мусульманских стран и народов — «Мусульманский мир»; все три были опубликованы в 1918–1922 гг. отдельными книжками.
В «Исламе» Б. обрисовал прежде всего историческую обстановку, которая способствовала зарождению и успехам новой религии, охарактеризовал эволюцию мусульманского учения в основных чертах, какие оно получило в процессе приспособления к различным историческим обстоятельствам под влиянием главным образом политических и культурных факторов. Изложение охватывает все 13 веков истории ислама на всем географическом пространстве его распространения. Основные достоинства этого очерка, как было верно отмечено И.Ю.Крачковским, заключаются в сочетании точной формулировки выводов современной науки с результатами собственных изысканий автора, в новизне научного построения, в умении иллюстрировать академичное изложение яркими конкретными фактами из источников и параллелями из духовной жизни Европы. Однако в сжатом очерке не получила достаточного освещения сама религия ислама, ее догматы и обряды, толки и богословские школы. Некоторая отстраненность от проблем веры, богословия, догматики, «господствующих идей» в исламе отражает, по всей видимости, сознательную позицию Б.
Очерк «Культура мусульманства» показывает синкретический характер мусульманской культуры, ее истоки и основные элементы, оригинальные и заимствованные черты, ее взлеты и падения и завершается рассмотрением проблемы «ислам и современная культура». Этот очерк «вообще ставит вопрос на надежную почву. Сделать это мог специалист, одинаково хорошо знакомый со всеми периодами жизни мусульманского мира — и арабским, и персидским, и монголо-турецким, одинаково близко присмотревшийся к прошлой жизни и мусульманского и христианского Востока в их взаимоотношениях… впервые выясняется полная преемственность в развитии этой культуры и непрерывность ее развития во все периоды» (И.Ю.Крачковский).
В книге «Мусульманский мир» поставлен вопрос об истории мусульманского мира как части всемирной истории и снова затронуты проблемы, уже рассматривавшиеся в названных двух очерках. За обзором этнического состава мусульманского мира следует характеристика главных арабских источников и востоковедной литературы по истории ислама и его культуры.
Эти три работы взаимно перекликаются и друг друга дополняют. Каждая из них в своей области подводит итог многолетним изысканиям и раздумьям Б. над историей мусульманских народов. Они построены на широких исторических обобщениях и затрагивают животрепещущие вопросы, поныне обсуждаемые в ученых и общественных кругах. Они суммируют состояние науки к исходу второго десятилетия XX в. и по сей день, несмотря на некоторую архаичность, находят отклик у все возрастающего числа читателей на постсоветском пространстве, интересующихся вопросами исламоведения.
Б. уделил внимание, преимущественно в последнее десятилетие своей жизни, проблемам зарождения и начальной истории ислама. Объективный и трезвый подход позволил ему по-новому осветить ряд моментов ранней истории ислама и отвергнуть укоренившиеся ошибочные мнения. «Коран и море» — единственная работа Б., в которой анализируется текст Корана. Яркие картины моря и морских бурь в Коране, полагает он, могли быть получены в Западной Аравии только на Красном море и только через мореходов-абиссинцев и потому косвенно подтверждают, что монотеизм в исламе складывался больше под влиянием христианской, чем под влиянием иудейской идеи единобожия. В статье «Ориентировка первых мусульманских мечетей» собраны и сопоставлены все скудные и разбросанные сведения о мечетях, которые были построены при жизни Мухаммада. Несколько опытов характеристики личности основателя ислама остались в архиве Б.; один из наиболее полных и законченных был опубликован посмертно под условным названием «О Мухаммаде». Его удачно дополняет краткая заметка «К вопросу о призвании Мухаммада», которая была издана автором по-немецки; в ней, в частности, Б. высказал свое, отличавшееся от теорий ряда коллег, мнение о том, что Мухаммад стал пророком благодаря своему глубокому религиозному вдохновению. Самое значительное исследование Б. по раннему исламу посвящено рассмотрению совокупности сохранившихся известий о пророческом движении в Центральной Аравии, которое возглавлял Мусайлима, претендовавший на соперничество с Мухаммадом.
История отдельных мусульманских общин («сект») рассмотрена Б. в двух статьях. В статье «К истории религиозных движений X века» (1918 г.) он дал сводку и анализ известий о «еретическом» учении багдадца Ибн Аби-л-‘Азакира, о подавлении и казни главных участников движения. Статья 1915 г. о затерявшейся в горных областях Памира и Гиндукуша малочисленной общине («секте») марванитов основана на материале, собранном на месте А.А.Семеновым, и на сведениях нарративных источников.
Несколько историко-биографических этюдов, ярко освещающих арабский ислам первых двух веков, Б. посвятил деятелям эпохи Умаййадов (661-750): «Халиф Омар II и противоречивые известия о его личности» (1922 г.), «Христианское происхождение омейядского царевича» (1926 г.), «ал-Авза‘и».
Следует также учитывать, что на страницах разнотипных трудов Б. разбросаны впервые установленные факты, точные наблюдения и обоснованные суждения об исламе. Особенно велик вклад Б. в историю ислама в Средней Азии и на Кавказе, прикаспийских и причерноморских областях— тех регионах, которые вошли по мере их завоевания в Россию или стали ее южными соседями.
Лит-pa: Бартольд. Соч.; Н.Н.Туманович. Опи сание архива академика В.В.Бартольда. М., 1976; И.Ю.Крачковский. В.В.Бартольд в истории исла- моведения//Избранные сочинения, 5, 348–360; И.П.Петрушевский. Академик В.В.Бартольд (биографическая справка) //Бартольд. Соч., 1, 14–21; А.Б.Халидов. Предисловие// Бартольд. Соч., 6, 5–12.
Ан.Б.Халидов