Бахарзи, Абу-л-Маʻали Сайф ад-дин Саʻид б. Мутаххар б. Саʻид б. ʻАли ас-Суфи (1190–1261) — самый известный представитель братства кубравийа в Средней Азии, почитаемый как святой. Родился в г. Бахарз, в Хорасане, там же получил начальное образование. Изучал Коран, его толкование и ал-фикх в Герате/Харате и Нишапуре. Согласно Муджмал Фасиха Хавафи (Хвафи), в Бахарзе он общался с Хваджой Санджаном (ум. в 1197 или 1201 г.), однако, как отметил И.Афшар, эти сведения не соответствуют реальности, так как на момент смерти последнего ему было только 8–11 лет.
Уже в Герате Б. стал суфием и получил рубище благословения (хирка-йи табаррук) из рук шайха Тадж ад-дина Махмуда б. Хаддада ал-Ушнухи. Позже Б. уехал в Хорезм, где примкнул к Наджм ад-дину ал-Кубра, получил из его рук рубище (хирка) и стал одним из его ближайших учеников. Благодаря своей беспримерной преданности довольно быстро Б. снискал особое расположение Наджм ад-дина.
Еще до смерти своего учителя он переехал в Бухару, где прожил всю оставшуюся жизнь, 40 лет. Согласно Нафахат ал-унс Джами, Сайф ад-дина послал туда сам Наджм ад-дин после того, как объявил, что его обучение завершено. Неподалёку от города, в местечке Фатхабад, суфий основал ханаку, благодаря чему получил прозвище Хваджа Фатхабади. Ежегодно он покидал Бухару ради посещения шайха Нур ад-дина Басира в Самарканде.
Снискав огромный авторитет и славу среди жителей Бухары и суфийев других братств (в частности, хваджаган), Б. приобрёл большое влияние также на монгольскую элиту и вследствие колоссального уважения к нему получил громкий титул шайх ал-ʻалам («Учитель мира»). Берке, брат Бату, будущий правитель Джучиева улуса, первый монгольский правитель, обращённый в ислам, ездил за его благословением в Бухару. Исследователи допускают, что именно Б. обратил его в ислам. Пользуясь своим авторитетом, он пытался усилить влияние мусульманского духовенства на монгольских правителей. Сохранилось послание Б. к одному из чагатайских эмиров, Хабаш Амиду (или Джайш Ахмаду), в котором он резко критиковал того за назначение на ключевые посты неграмотной молодёжи и требовал вручить власть религиозным авторитетам. В случае отсутствия позитивных изменений шайх угрожал лишить его своей поддержки. Судя по всему, такая жёсткая позиция Б. содействовала упрочению власти религиозных авторитетов. Согласно приведённой Джами легенде, ещё Наджм ад-дин ал-Кубра предсказывал, что настанет время, когда правители побегут рядом с конём Б.
На строительство мадрасы Хунийа в Бухаре и на учреждение при ней вакфа, распорядителем которого был назначен Б., ханша Соркуктани-бики, сама будучи христианкой-кераиткой, пожертвовала тысячу балишей серебра. Позже (в 1273–1276 гг.) мадраса была разрушена вследствие династийных конфликов между Чингизидами. Согласно Фасиху Хавафи, ханака была учреждена Б. на средства, выделенные Соркуктани, что подтверждается дошедшими вакуфными документами. Однако Ма‘сум ‘Али-шах в Тара’ик ал-хака’ик сообщает, что ханака Б. в Фатхабаде, включающая сад и постройку, была учреждена ещё Тимуром в 1386 г., что подтверждается надписями на мазаре. Соркуктани, видимо, восстановила или расширила ханаку. Её сын, Мунке, также относился к шайху с огромным уважением.
Вовлеченность Б. в политическую жизнь иногда приводила к конфликтам с монгольской элитой. Однажды во время совершения молитвы Б. был похищен и вывезен в монгольский лагерь за границами Бухары, где некоторое время его удерживали. Один из его учеников, Бурхан ад-дин Бухари, отправленный в Ханбалык, столицу Хубилая, для пропаганды ислама, был выслан в Мачин, где вскоре погиб.
Похоронен Б. в Фатхабаде, в Бухаре. В XIV–XVI вв. над могилой постепенно был возведен мавзолей. В сохранившихся вакуфных документах, датируемых 1326–1335 гг., учредителем вакфа мавзолея и ханаки назван внук Б., Абу-л-Мафахир Йахйа. При нём владение пережило период расцвета: были обращены в вакф пахотные земли, сады, оросительные каналы и прочее имущество десяти деревень и крупного поселения (касба) в пределах юго-восточных окрестностей Бухары. Хозяйство обслуживали купленные учредителем вакфа рабы, освобождённые и пожизненно прикреплённые к земле. Все, кто обрабатывал земли владения, от потомков Б. до простых издольщиков (музари’), ежедневно сдавали в амбары ханаки треть полученного урожая. При Абу-л-Мафахире были учреждены поминальные угощения, раздача пищи и жилищ беднякам. Странники получали в ханаке пищу и кров, а дарвиши помимо этого — одежду, обувь и мыло.
В тот период ханаку посетил знаменитый путешественник Ибн Баттута, оставивший о ней самые лестные упоминания. В Фатхабаде были похоронены двое сыновей Абу-л-Мафахира, правнуки Б.
О неослабевающем почитании Б. свидетельствует захоронение чагатаида Буйан (Байан)-кули—хана в 1359 г. в непосредственной близости к его могиле.
На протяжении веков правители продолжали делать пожертвования вакфу, а усыпальница Б. оставалась одним из самых популярных в регионе мест паломничества. В XVIII в. Ма‘сум ‘Али-шах свидетельствовал о полной заброшенности усыпальницы, множество её изразцов было украдено для продажи на бухарских рынках.
Среди литераторов в почитании шайха наиболее отметился Хаджу-йи Кирмани (ум. в 1352 г.), посвятивший ему касиду из 45 байтов.
Сохранившиеся труды Б.: фрагмент арабоязычного сочинения Вакаʼи’ ал-халва («Разные истории затворничества»), содержащего интерпретацию личного мистического опыта, данную ему Наджм ад-дином ал-Куброй; персоязычное сочинение Рисала-йи ʻишк («Послание о страстной любви [к Богу]»); рубаʻи, аутентичность части которых сомнительна; короткие «наказы» (васайа, названные так издателем памятника, И.Афшаром), адресованные Шамс ад-дину Мухаммаду б. Хасану б. ‘Али Хусайни.
Из не дошедших до нас сочинений Б. известны только два названия: Шарх ал-асма’ ал-хусна («Толкование прекрасных имён [Божьих]») и Васийат ас-сафар («Наставление к путешествию») — по предположению Ф. Майера, это могла быть переработка Рисалат ас-сафар («Послание о путешествии») известного кубравийского мистика Маджд ад-дина Багдади.
Б. вёл дневник (руз-нама-йи хайат), полный текст которого был утрачен. В него он записывал информацию о дарах, приносимых ему, молитвах, совершённых за благотворителей, о противниках, за прощение и просветление которых он молился, менструальных циклах своих жён и наложниц.
Наиболее известные жизнеописания Б. приводит его внук Абу-л-Мафахир Йахйа Бахарзи в двухтомной Китаб аурад ал-ахбаб ва-фусус ал-адаб («Книга о ночных молитвах [Божьих] любимцев и геммах норм поведения»), куда он включил части дневника Б., и ʻАбд ар-Рахман Джами в Нафахат ал-унс («Благоухание приязненности»); сведения, приводимые в Муджмал-и Фасихи («Фасихов свод») Фасиха Хавафи; Тарих-и Мулла-заде дар зикр-и мазарат-и Бухара («„Хроника“ Муллы-заде о святых местах Бухары») Ахмада б. Махмуда Муʻина ал-фукараʼ; ал—Джавахир ал-муди’а фи табакат ал-ханафийа («Сияющие самоцветы в поколениях ханафитов») Мухаммада ʻАбд ал-Кадира ал-Карши и др.
Б. оставил после себя трёх сыновей, также ставших суфиями: Джалал ад-дина Мухаммада, Бурхан ад-дина Ахмада и Мазхар ад-дина Мутаххара.
Слава Б. распространялась за пределы Средней Азии. Правительница Кирмана Кутлуг Туркан-хатун попросила его прислать к ней одного из своих сыновей, и он отправил Бурхан ад-дина Ахмада со священной реликвией — зубом пророка Мухаммада. Кутлуг Туркан-хатун выстроила для него ханаку, которая стала центром ответвления братства кубравийа, распространившего оттуда своё влияние на юг Ирана.
Мазхар ад-дин Мутаххар был отправлен в Конью к Джалал ад-дину Руми, стихи которого были известны Б.
Джалал ад-дин Мухаммад, единственный из его сыновей, оставшийся в Бухаре, был убит через два года после смерти отца в ходе политической борьбы между Чингизидами.
Внук Б., Абу-л-Мафахир Йахйа (ум. в 1335-36 г.), сын Бурхан ад-дина, прославившийся как мухаддис и суфийский проповедник, прибыл в Бухару из Кирмана. Из его сочинения, посвящённого Б., явствует, что сам Абу-л-Мафахир Йахйа много путешествовал — был в Египте, Сирии, Ираке, Азербайджане и Кирмане, общаясь там с суфийскими шайхами. Свою хирку он получил из рук египетского шайха.
Мурид Б., Бадр ад-дин Самарканди (ум. в 1316 г.), совершил путешествие в Индию, где основал дочернее братство фирдаусийа. В рамках последнего наибольшую известность приобрёл Шараф ад-дин Ахмад Йахйа Манери (ум. в 1371 г.), автор популярных «Писем» (Мактубат).
Из Бухары братство Б., как и прочие ответвления кубравийи в Средней Азии, были вытеснены братством накшбандийа. Ханака в Кирмане после отъезда в Бухару Абу-л-Мафахира тоже пришла в упадок, однако тамошние потомки Б. пользовались уважением и авторитетом, именовались шахан-и Бухара («бухарские властители») и занимали важные позиции в регионе.
Потомство Б. прослеживается вплоть до XIX в., однако к тому времени уже никто из них не придерживался учения и практики братства кубравийа. Один из его потомков, ‘Абд ал-Каййум Ходжа (Хваджа), в 1839 г. составил житийное сочинение в суфийском жанре манакиб (описание достоинств, заслуг), посвящённое его знаменитому предку, — Манакиб-и Сайф ад-дин Бахарзи.
Неизданное сочинение: Вакаʼи’ ал-халва // Leiden University Library. Ms. No. 2252.
Издания: Рисала-йи ‘ишк: Ирадж Афшар (изд.). Маджалла-йи данишкада-йи адабийат-и данишгах-и Тихран, 8/4. Тегеран, 1340/1961, 11–24; Ирадж Афшар (изд.). До рисала-йи ‘ирфани дар ‘ишк // Фарханг-и Иран-замин. Силсила-йи мутун ва тахкикат, 27. Тегеран, 1359/1980; Хабиб Йагмайи (изд.). Тегеран, 1343/1964.
Руба’ийат. Са‘ид Нафиси (изд.). Руба‘ийат-и Бахарзи // Маджалла-йи данишкада-йи адабийат, 2/4. Тегеран, 1334/1955, 3–15; S.Khuda Bakhsh. Saifuddīn Bāhkarzī; З.Сафа. Тарих-и адабийат дар Иран.
Васайа. Ирадж Афшар (изд). Васайа-йи Сайф ад-дин Бахарзи бара-йи Саййид Шамс ад-дин Мухаммад б. Хасан б. ‘Али Хусайни // Фарханг-и Иран-замин, 25. Тегеран, 1353/1974, 316–323.
Лит-ра: Бахарзи, Абу-л-Мафахир Йахйа. Манкулат аз Аурад ал-ахбаб ва фусул ал-адаб // И.Афшар. Саргузашт, 1–15; Джами. Нафахат ал-унс / Изд. М.Таухидипур. Тегеран, 1336/1957, 430–432; Мулла-зада, Ахмад б. Махмуд Муʻин ал-фукараʼ. Тарих-и Мулла-зада дар зикр-и мазарат-и Бухара / Изд. А. Гулчин-е Ма‘ани. Тегеран, 1339/1960, 40–43; И.Афшар. Саргузашт-и Сайф ад-Дин Бахарзи // Маджалла-йи данишкада-йи адабийат, 9. Тегеран, 1341/1962; S.Khuda Bakhsh. Saifuddīn Bāhkarzī // ZDMG. 1905, Bd. 59, 345–354; З.Сафа. Тарих-и адабийат Иран. Тегеран, 1339/1951. Т. 3, 856–858; С.Нафиси. Сайф ад-Дин Бахарзи // Маджалла-йи данишкада-йи адабийат, 2/4. Тегеран, 1334/1955, 1–15; F.Meier. Die Fawā’iḥ al-Ğamāl wa Fawātiḥ al-Ğalāl des Nağm ad-Dīn al-Kubrā. Wiesbaden, 1957, 42–43; Ī.Afšār. Saif-al-din Bākharzi // A Locust’s Leg: Studies in Honour of S.H.Taqizadeh. London, 1962, 21–27; В.В.Бартольд. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Бартольд. Соч., 1, 541–542; O.Д.Чехович. Бухарские документы XIV в. Таш., 1965; Фасих Хавафи. Муджмал-и Фасихи (Фасихов свод) / Пер., предисл., примеч. и указ. Д.Ю.Юсуповой. Таш., 1980, 75; D.DeWeese. The Eclipse of the Kubravīyah in Central Asia // Ir. St. 1988. Vol. 21, No. 1/2, 45–83; J.Paul. Sheiche und Herrcher in Khanat Čağatay // DI. 1990, Bd. 67, 278–321; M.I.Waley. A Kubrawī Manual of Sufism: The Fuṣūṣ al-ādāb of Yaḥyā Bākharzī // The Heritage of Sufism. Vol. 2. The Legacy of Medieval Persian Sufism (1150–1500) / Ed. by L.Lewisohn. Oxf., 1999, 289–310; H.Algar. Sayf al-Dīn Bākharzī // EI, CD-ROM ed., 1999, vol. 9, 110a; Н.Пурджавади. Коранические изящества на собраниях Сайф ад-Дина Бахарзи // Суфизм в Центральной Азии, 77–93; П.В.Башарин, Ю.А.Аверьянов. Суфизм среди таджиков // Таджики: история, культура, общество / Сост. Р.Р.Рахимов; отв. ред. М.Е.Резван. СПб., 2014, 172–173.
П.В.Башарин.