ал-Исфиджаби Б. (Абу-л-Ма‘али Мухаммад б. Ахмад Баха’ ад-дин ал-Исфиджаби, ум. после 500/1106-07 г.) — ханафитский законовед (факих), верховный муфтий Караханидов (999–1212) в Самарканде. Получил образование и сформировался как учёный в своём родном г. Исфиджабе, затем был приглашён Караханидами в их столицу Самарканд и назначен на должность муфтийя с титулом муфтий аш-шарк ва-л-гарб («муфтий Востока и Запада»). Это назначение было осуществлено в рамках их политики использования иногородних законоведов на руководящих духовных должностях (шайх ал-ислам, кадий, муфтий, хатиб и др.), очевидно с целью ослабить позиции собственно самаркандских духовных авторитетов в городе. В борьбе за реальный авторитет ал-И. прибег к комментированию труда представителя багдадской богословско-правовой школы Мухаммада б. Ахмада ал-Кудури (ум. в 428/1037 г.) Мухтасар ал-Кудури («Компендиум ал-Кудури») и активной препода преподавательской деятельности. Этот комментарий ал-И. (Зад ал-фукаха’ — «Дорожные припасы законоведов»), сохранившийся в шести списках и до сих пор не изданный, имеет большое значение по двум причинам: 1) он послужил толчком к зарождению и распространению в Центральной Азии новых традиций багдадской школы; 2) в нём нашли отражение конкретные проявления региональных традиций в ал-фикхе. «Компендиум» самого ал-Кудури послужил источником для многих поколений законоведов. Традиции ал-И. в комментировании Мухтасар ал-Кудури в последующем были продолжены известным воспитанником насафских законоведов ‘Ала’ ад-дином ас-Самарканди (ум. после 539/1144-45 г.) в Тухфат ал-фукаха’ («Подарок законоведам») и представителем Ферганы Бурхан ад-дином ал-Маргинани (ум. в 593/1197 г.) в ал-Хидайа фи шарх ал-бидайа («Ведение верным путём в толковании “Начала”»). Учениками ал-И. были Абу Бакр б. Ахмад б. ‘Али ал-Балхи ас-Самарканди (ум. в 1158 г.), распространитель традиций центральноазиатской школы в Мараге, Халабе, Дамаске, и Джамал ад-дин ‘Убайд Аллах б. Ибрахим б. Ахмад ал-Махбуби ал-Бухари (ум. в 1232-33 г.), основатель династии факихов в Бухаре.
Лит-ра: Мухаммад б. Ахмад ал-Исфиджаби. Зад ал-фукаха’ // Библиотеки Süleymaniye. Фонд Yeni Cami. № 466, л. 1b–184b. Рукоп.; Касим б. Кутлубуга. Тадж ат-тараджим фи табакат ал-ханафийа. Багдад, 1962; Н.Е.Кайрбеков. Место и значение Мухаммада ибн Ахмада ал-Исбиджаби в истории мусульманского права в Центральной Азии (на основе данных его сочинения «Зад ал-фукаха’»). Неопубл. дисс. … д-ра филос. Алматы: Египетский ун-т исламской культуры, 2017.
Н.Е.Кайрбеков