Баха ад-дин Накшбанд — некрополь и суфийский центр, расположенные в 10 км к северо-западу от Бухары (историю сложения этого мемориально-культового ансамбля см.: ИТБРИ, т. I, 301–305).
I. Первый двор в 40–50-х гг. ХХ в. был выведен за территорию ансамбля, входной комплекс разобран, на его месте построены средняя школа и стадион.
1. Главный вход к мазару Баха ад-дин — Так-и Мийана («Средняя арка») между двумя мечетями (1а) Ипак Аййим, возведены по указанию Шайбанида ‘Абд Аллах-хана из жжёного кирпича. Здания (общей площадью по 243 м2) с квадратными в плане залами (7×7 м) и нишами в трёх стенах. Внешние плоскости стен мечетей (соответственно северная и южная) образовывали сводчатый проход (так) к мазару.
2. Жилища семейных нищих (сел. Каландар-хана было поставщиком этих персонажей), до 60-х гг. ХХ в. находившиеся в 2–3 км к северо-востоку от некрополя Баха ад-дин (ныне не существуют).
2а. Дорога, мощённая плитами известняка, отполирована подошвами паломников.
3. Семейный мавзолей и мадраса (жжёный кирпич, фундаменты — известняк, общая площадь 1104 м2) возведены от имени Данийал-бий Аталика из династии Мангитов (вакф—наме от 1186/1772-73 г.). Мавзолей Данийал-бийа: двор, погребальная часть (224 м2), поминальная мечеть (зал 13 м2) перекрыта куполом, сводчатая галерея — всё на платформе (высота 1,5 м). В интерьере мавзолея — дахма Данийал-бийа и несколько захоронений в сагане; с севера вплотную примыкает одноэтажная мадраса (общая площадь 339,7 м2). Девять худжр сгруппированы с трёх сторон прямоугольного двора (89 м2). Главный фасад обращён к северу, на углах фланкирован башнями — гулдаста (диаметр 1,8 м), в центре — вход, акцентирован невысоким порталом. Ещё один вход в южной стене соединяет мадрасу с мавзолеем.
4. Дарваза-хана Хваджа Дилавар («Ворота Доблестного хваджи») заново возведена в первом десятилетии XXI в. В углах портальной части сохранены полуоплывшие трёхчетвертные колонны из серого мрамора, по преданию, установленные индийцами. На портале размещена «разрешительная» надпись о посещении могил от пророка Мухаммада, за аналог взят текст на портале хазиры Чашма-йи Аййуб в Вабкентском р-не.
4а. Небольшая безымянная мечеть (во время архитектурно-археологических исследований зафиксирован фрагмент её угла).
II. 5. Второй двор. Уже к 80-м гг. XIXв. некрополь во многих частях был затянут грунтом.
6. Остатки хаузов в некогда существовавшем там саду.
7. В северо-восточном секторе некрополя находится наиболее престижная его часть — Дахма-йи Шахан («Шахские (ханские) дахмы») XV — начала XVIII в. (захоронения ханов из династий Шайбанидов и Аштарханидов, членов их семей в погребальных дахмах площадью от 40 до 240 м2, высота 2–2,5 м), напротив располагаются меньшие по размерам дахмы, но их принадлежность установить невозможно. Там покоятся знаменитые суфийи, поэты, учёные и преподаватели — современники и приближённые бухарских Шайбанидов: Падшах-хваджа б. ‘Абд ал-Ваххаб-хваджа и его сын Хваджа Баха ад-дин Хасан Нисари, Гийас ад-дин Бахрабади, Мулла Пайрави, ‘Али Абиварди, маулана Мухаммад-Амин Захид, Камал ад-дин Ибрахим Ширвани, Мир Диване, Шамс ад-дин Мухаммад Кухистани и многие другие. Невозможно определить также местонахождение тимуридской дахмы с двумя уникальными намогильными плитами (кабрташ), привезёнными из Герата (чёрно-зелёный тебризский мрамор, покрыты филигранной кружевной резьбой в стиле ҳафткалам). Одна из них отмечала захоронение сына Султана Ахмада-мирзы (1469–1494, мурид Хваджи Ахрара), умершего осенью 899/1484 г. Спустя 238 лет они были перенесены на дахму женщин из династии Аштарханидов. Первоначальная надпись на верхней плоскости намогильной плиты сына Султана Ахмада была сбита и заменена эпитафией с хронограммой (та’рих) на смерть жены Субхан-кули—хана — Мах-и Хаса Султаним: «Стало прекрасным местом захоронения матери хана» (=1134/1721-22 г.). Ныне эти намогильные плиты перенесены в Музей Баха ад-дина. В начале XXI в. все погребальные здания были отреставрированы, одна из женских дахм, примыкающая к суффе ханаки с запада, используется в наши дни по первоначальному назначению.
III. Третий двор.
8.
Хазира Баха ад-дина Накшбанда. На протяжении 600 лет её здания подвергались реставрациям и реконструкциям. Захоронения родственников Баха ад-дина, располагавшиеся вдоль восточной и южной стен, в первом десятилетии XXI в. были перенесены на территорию некрополя, на их месте устроены высокие айваны. Все здания отреставрированы, с дахмы Баха ад-дина исчезли последние доказательства причастности Тимуридов к оформлению первоначальной (?) дахмы над захоронением Баха ад-дина — фрагменты мраморной балюстрады и чираг—дан, покрытые резьбой, аналогичной резьбе на двух уцелевших намогильных плитах. На восточной стене дахмы уцелел лишь санг-и мурад («камень желаний») из чёрно-зелёного мрамора, отполированный ладонями паломников.
8а. Баб-и салам («Ворота приветствия») — главные ворота святыни. В нижнем ряду сталактитов входной сводчатой ниши сохранились имена мастеров: Мухаммад Са‘ид и Мухаммад ‘Абд ал-Халик Разик — и дата последнего ремонта ворот: 1229/1813-14 г.
9.
Ханака ‘Абд ал-‘Азиз-хана Шайбанида. Известны две эпитафии (та’рих), где указана дата окончания её строительства с разницей в два года и, вероятно, основательного ремонта хазиры Баха ад-дина. Первую сочинил выдающийся литератор Хваджа Хасан Нисари Бухари (924/1516–1004/1595-96):
Хосров, по природе великий, ‘Абд ал-‘Азиз
Ничтоже сумняшеся построил сие высокое здание.
Пред ним девять сводов небесных низки,
[Они] словно шарик земной под небом.
Словесно и умозрительно датой его станет
Год хиджры девятьсот пятьдесят один (=951/1544-45 г.).
О второй эпитафии (та’рих), которую видели на изразцах здания, сообщает ученик Нисари Мухаммад Мутриби Самарканди (966/1558–1037/1629). Она была составлена сыном знаменитого каллиграфа Мир ‘Али Катиба Мирзой Мухаммад-Бакиром:
Хакан эпохи в этом благородном месте
По милости своей бессмертную обитель основал.
Искал у разума я часа окончания и [имени] строителя,
«‘Абд ал-‘Азиз-хакан», — мне век сей отвечал (=953/1546-47 г.)
Во время правления Аштарханида Надир Мухаммад-хана (1051/1641-42–1055/1645-46) здание было капитально реконструировано: по периметру его обвели худжрами в два этажа. Во время архитектурно-археологических исследований в нише северного портала ханаки обнаружены остатки фундамента и фрагменты декорации сооружения, относящиеся к тимуридскому времени; оно возведено, вероятно, во время правления султана Ахмад-мирзы.
10. Минарет 1302/1884-85 г.
11. Мадраса Амира Музаффара, конец XVIII в. (ныне в ней расположен музей).
12. Базарчик (не существует).
13. Хауз XVIв.(?).
14. Ствол священного тутовника (шелковица), до 30-х гг. ХХ в. находился у восточного края хауза.
15. Вход на территорию мазара был сооружён в начале 70-х гг. ХХ в. в виде небольшой кирпичной дарваза—ханы, дорогу проложили по некрополю перед визитом некоего шайха из Саудовской Аравии. В первом десятилетии XXI в. здесь отстроили пышный входной комплекс — ныне основной вход на территорию ансамбля, названный Баб-и ислам («Врата ислама», каллиграф Х.Салих).
16. Сад красных роз, за ним архитектурный ансамбль (мечеть, минарет, хауз) с мазаром матери Баха ад-дина Накшбанда, Биби ‘Арифы.
Лит-ра: Н.Ситняковский. Бухарские святыни (мазар Багауддина) // ПТКЛА. Год 5-й. 1900, 49–56; Б.Н.Засыпкин. Ансамбль построек около мазара Шейха Богоутдина // Архив ГлавНПУ. 1947, Б 3730/3-36, 1–8. Рукоп.; Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремпель. История искусств Узбекистана. М., 1965, 299; L.Golombek. The Timurid Shrine at Gazur Gah. Toronto, 1969, 66, 206–207; Б.Казаков, Х.Тураев. Свод документов Данийал-бий аталыка (XVIII в.) // БЧ. 1981, год 5-й. Тез. докладов и сообщений. М., 1981, 42–43; Б.Бабаджанов. Могильный камень из коллекции музея в Арке // Памятники истории и культуры Бухары. Вып. 3. Бухара, 1994, 29–35; Е.Некрасова. Комплекс Дахма-йи Шахан в ансамбле Баха ад-дина (дахма Падшах-биби) // ИМКУ. Вып. 33. 2002, 256–261; Б.В.Норик. Жизнь и творчество среднеазиатских историков литературы XVI–XVII вв. Хасана Нисари и Мутриби Самарканди // ППВ. 2005, № 1(2), 183–216; Б.Бабаджанов, Е.Некрасова. Хазира Чашма-йи Аййуб // ИТБРИ, т. I, 414–415; О.Акимушкин, Е.Некрасова, Х.Тураев. Накшбанд Баха ад-дин // Там же, 299–306; Норик. Биобиблиографический словарь, 73, 126, 232, 273, 321 и сл.; Шедевры архитектурной эпиграфики Узбекистана / Расшифровка, чтение, пер., коммент. А.Раззак Бухари, Б.Бабаджанов, К.Рахимов. Таш., 2011, 252–267.
Е.Г.Некрасова