Баязитов Мухаммед—Сафа Атауллович (11/23.12.1877 — 26.12.1937) — мусульманский религиозный и общественный деятель, муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) (1915–1917). Родился в Санкт-Петербурге в семье татарского богослова Атауллы Баязитова (1847–1911), начальное светское и религиозное образование получил дома, в дальнейшем проходил обучение в медресе (араб. мадраса) Мухаммадийа в Казани. В 1900 г. по протекции принца А.П.Ольденбургского поступил в 6-й класс гимназии Гуревича в Санкт-Петербурге, по окончании которой в 1903 г. был зачислен слушателем факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, однако, отучившись восемь семестров, не окончил полного университетского курса.
Был женат на Зулейхе Халитовой — дочери петербургского купца первой гильдии, владельца ресторана «Самарканд» Рахматуллы Халитова.
После смерти отца в 1911 г. Б. М.-С. был избран и утверждён имам-хатибом и мударрисом Второго магометанского прихода в Санкт-Петербурге, в 1914–1915 гг. исполнял обязанности ахуна Петроградского военного округа, преподавал мусульманское вероучение в Пажеском и Кадетском корпусах и других учебных заведениях. По протекции востоковеда В.А.Жуковского он был зачислен в Азиатский департамент МИД в качестве драгомана — на должность, занимаемую прежде его отцом, Атауллой Баязитовым, и продолжил начатое отцом издание татарской газеты Нур, которая, однако, утратила при нём прежнюю популярность и с 1914 г. перестала выходить.
Как и его отец, Б. М.-С. активно сотрудничал с правыми кругами Петербурга. Одним из людей, тесно взаимодействовавших с ним, был член «Русского собрания» Б.В.Никольский (1870–1918), который осуществлял правовую защиту и представительство как самого Б. М.-С., так и его друзей и единомышленников: ресторатора, владельца буфетов на железнодорожных станциях Ф.А.Байрашева, имамов Г.Курбангалеева и М.-Г.Курбангалеева. В правых кругах Б. М.-С. приобрёл устойчивую репутацию последовательного монархиста, чуждого фанатизма и нетерпимости в вопросах религии.
22 февраля 1913 г. Б. М.-С. во главе делегации петербургских мусульман вручил Николаю II поздравительный адрес по случаю 300-летия династии Романовых и выступил с речью, в которой отметил, что сам император и его венценосные предки приобщили мусульман — подданных империи к благам просвещения и упрочили их благосостояние. Личное знакомство Б. М.-С. с Николаем II и Александрой Фёдоровной способствовало в дальнейшем его успешной карьере (в семье потомков Б. М.-С. существует легенда, что он пользовался особым благорасположением императрицы).
Преданность Б. М.-С. престолу и его активность в годы Первой мировой войны в деле организации духовного «окормления» мусульман-военнослужащих была отмечена наградами: орденом Св. Станислава 3-й степени (1913) и Св. Станислава 2-й степени (1916).
В 1913 г. Б. М.-С. выступил одним из инициаторов создания правой партии — Мусульманского народного союза (Сират аль-мустаким — «Прямой путь»). Весной 1914 г. Союз был зарегистрирован, автором устава был Б.В.Никольский. Прогрессивной мусульманской общественностью появление Союза было встречено негативно, он был охарактеризован как «истинная копия русской черносотенной партии». Союзу так и не удалось стать эффективным инструментом влияния консервативно настроенной части мусульманского общества на политическую жизнь единоверцев, и постепенно его деятельность сошла на нет.
В 1915 г., после смерти Мухамедьяра Султанова Б. М.-С. был назначен муфтийем Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). Это назначение вызвало неоднозначную реакцию среди мусульман. В адрес правительственных учреждений и отдельных чиновников поступило примерно равное количество телеграмм как в поддержку Б. М.-С., так и против него. Протесты, сопровождавшиеся требованиями осуществить реформу ОМДС, усилились после утверждения кандидатуры Б. М.-С. императором. Один из лидеров национального движения российских мусульман, богослов М.Бигиев, писал о нём, выражая позицию определённой влиятельной части мусульманского сообщества России: «В полном смысле невежда, подлый человек, искусный доносчик назначен во главе духовенства; чем руководилось в данном случае Правительство, нам совершенно неизвестно».
Впоследствии сам Б. М.-С. выступал с умеренными инициативами по реформированию ОМДС, но они не встретили одобрения со стороны верховной власти. В 1916 г. по его инициативе было возобновлено издание официального органа ОМДС — журнала Мəгълумате Мəхкəмəи шəргыяи Оренбургыя («Сведения Оренбургского духовного управления»), — прерванное в 1910 г.
Отставка Б. М.-С. с поста муфтийя ОМДС явилась результатом активных действий со стороны мусульманской общественности после Февральской революции. В начале марта 1917 г. Б. М.-С. был посажен под домашний арест в Уфе. После освобождения он отправился в Петроград, где обратился с прошением к главе Временного правительства кн. Г.Е.Львову. 27 апреля 1917 г. последовала официальная отставка Б. М.-С. с поста муфтийя. Б. М.-С. остался в Петрограде, где занял должность внештатного помощника ахуна Петроградского военного округа Ф.Девлеткамова. Однако неприязнь большинства мусульманских политических и общественных деятелей к нему была столь велика, что они добились его отстранения и от этой незначительной должности «как лица, скомпрометированного приверженностью к старому режиму и много лет боровшегося против прогрессивных течений среди мусульманского населения всеми средствами».
После Октябрьской революции в 1917–1918 гг. Б. М.-С. проживал с семьёй в Петрограде. В 1919–1921 гг. служил муллой в деревне под Казанью. В 1922 г. вернулся с семьёй в Петроград, где с 1922 по 1928 г. работал переводчиком губернского отдела ЗАГСа. В 1931–1932 гг. занимал должность имам-хатиба Cоборной мечети в Ленинграде.
26 мая 1932 г. Б. М.-С. был арестован и 19 июня того же года приговорён выездной сессией коллегии ОГПУ к пяти годам концлагеря (ст. 58-10 и 58-13 УК РСФСР). После освобождения 1 июля 1936 г. он жил в Казани, посещал курсы счетоводов Союзоргучёта, работал в одном из почтовых отделений города. По некоторым сведениям, в Казани он также являлся неофициальным муллой. Был вновь арестован 6 декабря 1937 г. и расстрелян 26 декабря 1937 г. по приговору тройки НКВД Татарской АССР (ст. 58-10 УК РСФСР).
Реабилитирован 31 августа 1989 г.
В советское время в научной литературе за Б. М.-С. закрепился образ «ставленника охранки».
Лит-ра: РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 606, 608; РГИА. Ф. 14. Оп. 3. Д. 40531; РГИА. Ф. 171. Оп. 2. Д. 245; С.М.Исхаков. Мусульманский либеральный консерватизм в России в начале XX века // Либеральный консерватизм. М., 2001, 362–370; Д.М.Усманова. Мусульманские представители в российском парламенте: 1906–1916. Казань, 2005, 397–406, 497–506; А.Н.Тагирджанова. Как в конце XIX в. Министерство внутренних дел назначало оренбургского муфтия и почему действительный статский советник Ибрагимов не стал им // Клио. 2006. №. 4(35), 157–161; Ленинградский мартиролог: Книга памяти жертв политических репрессий. 1937–1938. Т. 6, СПб., 2007, 34.
Р.И.Беккин