Белуджи — ираноязычная этническая группа (самоназвание балоч, араб. балуджи), проживающая в оазисе р. Мургаб в Йолотанском, Туркмен-Калинском и Байрам-Алийском районах Марыйской области Туркменистана. По данным местной администрации, общая численность Б. Туркменистана достигает 25 000 чел. (1989 г.). Большинство Б. живет в Пакистане (свыше 6 млн. чел.), Иране (ок. 1 млн.) и Афганистане (ок. 0,1 млн.). Около 0,5 млн. Б. — в Омане и арабских эмиратах. В 1989 г. в Туркменистане существовало три колхоза с преобладающим белуджским населением: колхоз им. В.В.Куйбышева в Туркмен-Калинском районе, колхоз Нокен Зиндигани («Новая Жизнь») и колхоз им. М.И.Калинина в Йолотанском районе. В прочих местах Б. живут совместно с представителями других этносов (туркмены, казахи, русские, немцы и др.).
Вместе с Б. Туркменистана проживают представители дравидоязычной группы брагуи, отдельные хазара и паштуны. В Туркменистане, однако, эти этнические группы могут называть себя Б.
Б. Туркменистана — выходцы из афганского Систана. Основной причиной их переселения (еще в конце XIX в.) стали столкновения с паштунскими племенами, достигшие кульминации в 1904–1905 гг. Ситуация резко обострилась в результате сильных паводков на р. Гильменд в 1913–1914 гг. Местные паштунские правители требовали уплаты налогов в прежних размерах, вынудив тем самым большое число Б., прежде всего из района Чахансура, уйти в Персию, а затем в Туркменистан. Переселения Б. в Туркменистан продолжались до 30-х гг. XX в. и даже поощрялись советской властью. По официальному приглашению правительства СССР еще в 1930 г. 400 Б. племени наруй отправились из иранского Систана в Туркменистан, но были остановлены иранскими властями. В результате политики коллективизации и ликвидации власти традиционных вождей в 1932 г. несколько сотен Б. Туркменистана под руководством Карим-хана вернулись в Афганистан. В 1937–1940 гг. сталинские репрессии вынудили еще 2000–3000 чел., т.е. половину проживавших тогда в Туркменистане Б., вернуться в Афганистан.
В 30–40-е гг. Б. Туркменистана были переведены от кочевого образа жизни, основанного главным образом на разведении мелкого рогатого скота, к оседлости. Большинство Б. до сегодняшнего дня занято в хлопководстве, однако в их материальной культуре сохранились многочисленные пережитки кочевого образа жизни.
Б. Туркменистана— мусульмане-сунниты ханафитского толка. В своей религиозности они никогда не отличались фанатизмом (как и джамшеди, а также хазара). Многие Б., например, охотно участвовали в религиозных праздниках своих соседей-шиитов. По преданиям Б., они ведут свое происхождение от арабов: Мир (амир) Хамза, дядя халифа ‘Али, считается родоначальником всех Б. Широко распространена вера в разных «святых»: например, Хедир (араб. ал-Хадир, ал-Хидр) почитается как покровитель пастухов и овец, а Мир Вайс (араб. амир Увайс ал-Карани) — как покровитель верблюдов. Особенно среди женщин распространены различные верования, согласно которым опасность для человека или скота может исходить от злых духов, демонов или от сглаза (назар). Новорожденным и их матерям, например, угрожает некая Алг в образе старухи высокого роста с отвисшей, переброшенной через плечо грудью и отвисшими до земли губами. Для защиты от таких сил изготавливают амулеты (тайт), читают молитвы (дува, араб. ду‘а’) и совершают паломничество к могилам «святых» или к другим «святым» местам. В недавнем прошлом муллы у Б. выполняли функции, роднившие их с шаманами.
Белуджский язык (балочи) относится к северо-западной группе иранских языков. В Туркменистане этот язык следует считать фактически бесписьменным. При активном участии местного Б. ‘Абдуллы Алладада в 1933 г. для белуджского языка была создана письменность на основе латинской графики; вышли в свет азбуки и другие школьные учебники. В 1937 г. власти запретили эту систему письменности, обвинив А.Алладада в национализме (позже он был убит). Учебный процесс и делопроизводство у Б. осуществлялись на туркменском или русском языках. В достаточной мере знали эти языки почти исключительно Б.-мужчины. В конце 80-х годов XX в. Б. Туркменистана предпринимали попытки создать новую систему письменности для белуджского языка на основе кириллицы. Местная туркменская газета Тозе дурмуш периодически публиковала статьи на белуджском языке. В начале 90-х гг. появились учебники белуджского языка для школьников 2-го класса. Все эти попытки, однако, были признаны малоперспективными.
У Б. богатый фольклор, в котором особое место занимают эпические песни (шайр) и сказки (асманак).
У Б. сохраняется племенная структура, основанная на представлении о происхождении от общего предка по отцовской линии: в крупных объединениях это родоначальник, живший в ХV–ХVI вв., в более мелких — предок в 7–8-м и 3–4-м поколениях (тогда племенное объединение называлось ранд). Известны случаи включения в кровнородственную группу чужаков и создания на общей основе некоего генеалогического древа.
Самыми крупными племенами являются йесези, рахшани и родени, из которых последние два живут также за пределами Туркменистана. Члены племени ринд, основные районы расселения которого расположены в Пакистане, считают себя потомками белуджской знати. От бывшей «касты» музыкантов и ремесленников лори происходит белуджское племя с тем же названием. Проводимая прежней властью политика (расселять членов одного племенного объединения как можно дальше друг от друга) привела к тому, что ринд — единственное племя, члены которого живут в настоящее время все вместе.
Б. Туркменистана предпочитают эндогамные браки, но запрета на заключение браков с иноплеменниками не существует. Известны случаи женитьбы мужчины из Б. на представительнице другого этноса. Лори — эндогамное объединение.
Лит-pa: И.И.Зарубин. К изучению белуджского языка и фольклора// ЗКВ. 1930, 3; он же. Белуджские сказки. I. Л., 1932; II. М.–Л., 1949; Гафферберг. Белуджи; она же. Поездка к белуджам Туркмении // С Э, 1969, № 1; она же. Пережитки религиозных представлений у белуджей // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975; Л.Жехак. Ши‘итские праздники у суннитов Средней Азии (Несколько замечаний о религиозности белуджей) // Краткое содержание док ладов Лавровских (среднеазиатско-кавказских) чтений 1993 г. СПб., 1994; L.Dames. The Baluch Race. A Historical and Ethnological Sketch. L., 1904; E.Orywal. Die Balûch in Afghanisch-Sistân: Wirtschaft und sozio-politische Organisation in Nîmrûz, SW-Afghanistan. B., 1982; L.Rzehak. Verwandts-chaftsgruppen im sozialen Leben Mittelasiens: Beobachtungen bei den Murgab-Belutschen // EAZ. 1991, 32; Rzehak, Pristschepowa, Nomadenalltag.
Л. Жехак