Биби Бувайда (мавзолей) — бытующее среди жителей прикокандских районов название большого кладбища со старой тополевой рощей, расположенного в 4 км западнее Нагара-тепе, на краю той же степи. В 3–4 км к юго-западу от кладбища находится большой кишлак Бувайда Бувайдинского р-на Ферганского вилайата. Посредине кладбища расположен мавзолей Биби Бувайда, построенный из жжёного кирпича и состоящий в основном из двух помещений с небольшой пристройкой к его восточной стене. Портал оформлен двумя типичными для Ферганы конца XIX в. башенками. Оба помещения перекрыты большими куполами. Переднее являлось зийарат—ханой, в которой шайхи принимали посетителей. У входа во внутреннее помещение к стене приставлен намогильный камень (кайрак) размером около 60×30 см. Это неправильной овальной формы окатанный камень, на который нанесена арабская надпись простым почерком (хатт-и сулс). Края надписи окаймлены кривой витой линией. Надпись гласит, что это могила шайха Сулаймана ибн Давуда ибн Сулаймана ибн Салмана… распорядителя царей и султанов, главного проповедника (хатиб ал—хутаба) и гордости учёных, умершего в 595 г.х. (1198-99 г.).
Местное население хранит богатые мифы о героических подвигах Шах-и Джарира. Согласно одному из них, во время военного похода в Ферганскую долину Подшо-Пирим (Шах-и Джарир, внук Биби ‘Убайда) попал в засаду при переходе реки Сырдарья и был тяжело ранен. По его завещанию он был похоронен в селе Кара-дарахт на месте мазара Подшо-Пирим. Рассказ об этом приводится и в Кисса-йи Шах-и Джарир: Биби ‘Убайда с семилетним сыном и женой Шах-и Джарира отправились в ал-Мадину, но в районе Куканда (совр. Коканд) они погибли в пустыне, и там остались их могилы, которые были превращены в мазары.
Мазар Биби ‘Убайда был особо почитаем у женщин Ферганы. По легенде, она приняла ислам в числе первых ферганских женщин, и поэтому эта святая считается покровительницей женщин. Ежегодно женщины ходили сюда поклониться своей покровительнице. Со временем сложились суеверия, связанные с мазаром Биби ‘Убайда: «У женщин, не посетивших мазар Биби ‘Убайда, еда не будет вкусной» (Биби Убайдага бормаган аёлни овқати ширин бўлмайди).
Хотя мавзолеи Биби ‘Убайда и Подшо-Пирим находятся на различных кладбищах и их разделяет значительное расстояние, они возведены на одной оси — с одного мавзолея виден другой. Эту закономерность местное население связывает с преданием, в котором говорится: Биби Убайда очень любила своего внука и завещала, что где бы ни находились их могилы, они должны быть «видны друг другу». Зодчие, выполняя это пожелание, выбрали такие площадки, где с одной территории видна другая.
Лит-ра: Гулямов. Отчет о работе, 112; Азимов. Архитектурные памятники, 36–37; Н.Абдулаҳатов, З.Ҳайдарова, О.Азимов. Биби Убайда тарихи. Фарғона, 2003.
Н.У.Абдулахатов