БИЛК̣ӢС̣ — персонаж мусульманских преданий, имя упоминаемой в Коране царицы Сабы, соответствующей библейской царице Савской. В связи с рассказами о величии Сулаймана (Соломона) в Коране приводится история о том, как служивший ему удод рассказал царю о посещении им страны Сабы, где людьми правит женщина, которой «даровано все» и которая вместе со своим народом обманута Шайтаном и потому поклоняется Солнцу, а не Аллаху. Сулайман отправил с удодом письмо царице, в котором приказывал ей подчиниться ему. После совета с приближенными царица отправила царю богатые дары, о которых он, однако, презрительно отозвался перед ее посланцами, объявив, что пойдет на Сабу с войском. Затем, судя по контексту, царица прибыла к Сулайману сама. Помогавшие царю волшебники и джинны доставили в мгновение ока трон царицы. Ее ввели во дворец, зал которого она приняла «за водяную пучину, и открыла свои голени». Пол зала был из хрусталя. После этих доказательств могущества и хитрости Сулаймана, которому помогал во всем Аллах, царица признала, что заблуждалась, и уверовала в Аллаха (К. 27:22—45).
Мусульманские предания подробно излагают историю с перенесением трона, передают, что под хрустальным полом был устроен пруд, чтобы проверить слухи о том, что ноги царицы покрыты волосами и заканчиваются копытцами. Сулайман приказал изобрести для нее специальную мазь, снимающую волосы. Царицу звали Билкис, иногда приводится другое имя — Йалмака, явно передающее имя древнейеменского божества Алмакаха. Согласно одним версиям предания, Сулайман женился на Билкис, по другим—выдал ее замуж за йеменского царя из племени хамдан.
Мусульманское предание в принципе восходит к известному рассказу о царице Савской (1-я Царей [3-я Царств], 10; 2-я Летописей [2-я Паралипоменон], 9), но весьма от него отличается и содержит ряд дополняющих сюжетов. Оно очень сходно с версией легенды, вошедшей в эфиопский царский эпос «Кыбрэ Нэгэст»: там царицу зовут Македа, и от ее брака с Соломоном происходит эфиопская царская династия. Хотя речь идет о легендарной истории аравийского государства — Сабы, йеменских реалий в рассказе почти нет. Скорее всего в Коране была использована послебиблейская легенда, бытовавшая и в Аравии, но родившаяся вне ее (может быть, в Иране). В средневековом Йемене имя Билкис пользовалось большой популярностью, с ней связывали развалины древнего Мариба. Царицу сулайхидской династии XII в., ас-Саййиду, историки называли Младшей Билкис.
Лит-ра: ат-Табари, Та’рих, 1, 576—586; он же. Тафсир, 19, 92—107;. ас-Са‘лаби. Кисас, 174—180; ал-Байдави. Тафсир, 2, 66—70; Horovitz. Untersuchungen, 1.02; Speyer. Erzählungen, 390— 398; E. Ullendorf. Ethiopia and the Bible. L., 1968; Beltz. Sehnsucht, 171 —173; W. M. Watt. The Queen of Sheba in Islamic tradition.— , Solomon and Sheba. L., 1974, 85—103; C. Schedl. Sulaiman und die Königin von Saba.— Al-Hudhud. Festschrift Maria Höfner. Graz, 1981, 305—323; B. Carra de Vaux. Bilkis.— EI. 1, 750; E. Ullendorf. Bilkis.—EI, NE, 1, 1219—1220.
М.Б.Пиотровский