Билярское городище (возле совр. сел. Билярск, Алексеевский р-н, Татарстан) — развалины средневекового мусульманского г. Биляр, столицы (XI–XII вв.) Волжско-Камской Булгарии. Расположено на левом берегу р. Малый Черемшан. Включает укреплённые части города и загородные неукреплённые посады. Ныне это ограждённая мощными земляными валами и рвами округлая в плане площадь со всхолмлениями, скрывающими руины древних зданий. Часть из них вскрыта археологическими раскопками. Валами Биляр делился на внешний и внутренний город. В центре последнего деревянной стеной была выгорожена резиденция правителя (кремль). Обитаемая площадь внешнего города, окружённая тремя рядами земляных валов и рвов длиной более 10 км, составляла 374 га. Внутренний город, обнесённый двумя рядами валов и рвов, имел площадь более 116 га.
Предположительно Биляр (Буляр, в русских летописях — Великий город) был заложен в 922 г., во время пребывания в Волжско-Камской Булгарии багдадского посольства, приглашённого булгарским царём Алмушем для упрочения позиций ислама, который уже исповедовала часть населения, с помощью мусульманских проповедников, а также для строительства главного города. Город строился на отведённом для него месте по заранее разработанному плану при участии восточных и хурасанско-среднеазиатских мастеров. Одновременно с городом была заложена одна из первых мечетей Волжско-Камской Булгарии (древнейшая на территории совр. Татарстана) — Билярская мечеть.
Первоначально была построена деревянная часть, имевшая прямоугольную форму (44,5–48×30–32 м), ориентированная входом на северо-восток, а михрабом — на юго-запад к Макке (Мекка). Позднее (ок. середины X в.) был пристроен белокаменный зал, остатки которого вскрыты в 1971–1975 гг. Здание прямоугольной формы в плане (41–42×26 м), со стенами толщиной около 1 м, имело ту же ориентацию, что и деревянное. Внутри здания находились 24 колонны, расположенные в шесть рядов по четыре в каждом. С наружной стороны юго-восточной стены имелись прямоугольные выступы шести боковых контрфорсов. С внутренней стороны на середине юго-западной стены выявлены следы михрабной ниши шириной 2,75 м. Анализ археологических материалов показал, что залы функционировали одновременно. Общая площадь составляла 2300 м2 (1200 м2 — деревянная часть, 1100 м2 — каменная). Внутренняя площадь обоих залов составляла не менее 2000 м2.
С северо-восточной стороны здания, на расстоянии 1,5 м от его белокаменной стены, располагался минарет.
Исследования историков архитектуры показали, что Билярская мечеть служила образцом при строительстве Булгарской соборной мечети.
Она была разрушена в 1236 г. при захвате Биляра монголо-татарскими войсками хана Батыя. Сохранялась в руинах до середины XIX в. Жители сел. Билярск в XVII–XIX вв. называли её каменные остатки «татарской мечетью» или «столпом». В 1-й половине XVIII в. В.Н.Татищев отметил остатки столпа-минарета и портала мечети. При посещении Н.П.Рычковым Билярска в 1769 г. ещё сохранялись остатки стен, колонн и минарета, сложенного из «красного кирпича, смешанного с диким камнем». Полные археологические раскопки всего комплекса мечети были произведены в 1971–1976 гг. под руководством известного археолога А.Х.Халикова. Ныне это комплекс из остатков каменного и деревянного молельных залов, расположенный в центре Б. г.
Закладка г. Биляра и мечети ознаменовала принятие ислама Волжско-Камской Булгарией в качестве государственной религии. К началу XIII в. Биляр превратился в крупный и богатый торгово-ремесленный мусульманский город. Опоясанный мощными деревянными оборонительными стенами с башнями, он имел мечети, бани, обширные мусульманские некрополи, занимавшие в пригородах площади до 20 га каждый (археологами выявлено пять некрополей). Во внутреннем городе с помощью аэрофотосъемки (1978 г.) были выявлены древние кварталы, улицы, площади, водоёмы и следы более 30 каменных сооружений. Биляр поддерживал экономические и религиозные связи со странами Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, а также торговые связи с Древней Русью, Византией и другими государствами. Он являлся крупнейшим центром мусульманской духовной культуры. В столице Булгарии жили богословы, поэты, ученые, многие из которых получали образование в знаменитых мадрасах мусульманского Востока. При захвате Волжско-Камской Булгарии монголо-татарскими войсками Биляр был разгромлен и больше не восстанавливался.
Первые исследования Б. г. начались в XVIII в. и продолжаются до настоящего времени. Б. г. и его окрестности (Святой ключ, горы Балынгуз и Хузялар тауы) служат местами паломничества мусульман Татарстана.
С 1992 г. Б. г. входит в состав Билярского историко-археологического и природного музея-заповедника.
Лит-pa: Алексеевский район: история и современность. Казань, 2000.
Х.Г.Надырова