Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        БИХБУДИ, Махмуд-хваджа

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 3 марта, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        Бихбуди, Махмуд-хваджа (1875–1919) — мусульманский просветитель, публицист, общественно-политический деятель, видный теоретик джадидистского движения в Туркистане. Родился в Самарканде в семье традиционных богословов–правоведов. После начальной школы (мактаб) учился в местной мадрасе, работал секретарем в самаркандской кархана. В 1900 г. Б. М. совершил паломничество в Макку/Мекку, на обратном пути посещал мадрасы Каира и Стамбула, а в 1903–1904 гг.— уфимские и казанские мадрасы, которые в те годы были в авангарде реформирования мусульманского образования в Российской империи. По возвращении в Самарканд Б. М. написал и опубликовал учебники для новометодных школ Туркистана. Образцом для этих учебников послужили учебно-методические пособия ведущих идеологов джадидизма в Волжско-Уральском регионе, в первую очередь Ризы Фахретдинова (ум. в 1936 г.). В 1908 г. Б. М. открыл в своем самаркандском доме новометодную школу и основал собственное издательство (Нашрийат-и Бихбуди), в котором печатал учебники на тюркском и персидском языках и географические карты (Туркистана, Бухары и Хивы) для новометодных школ (мактаб) и первых мусульманских публичных библиотек нового типа, основанных в городе при его содействии.

        Параллельно с этой деятельностью Б. М. распространял в Туркистане джадидистские идеи в своих многочисленных статьях и письмах, публиковавшихся в свободной мусульманской прессе с первых лет ее существования, а также в пьесах, оказавшихся среди первых в истории современного узбекского театра. Его драма Падаркуш («Отцеубийца»), поставленная в Ташкенте в 1914 г., была показана во всех городах Туркистана, имела широкий успех и способствовала развитию национальной драматургии. В 1913–1915 гг. он издавал в своем родном городе журналы Самарканд и Айина («Зеркало»).

        Литературно-публицистическую деятельность Б. М. сочетал с общественно-политической активностью. После революции 1905 г. в России он открыто принял положения российской мусульманской партии Иттифак ал-муслимин о тактическом сближении с кадетами в надежде содействовать прогрессивной автономии управленческих органов Туркистана, выступал против политики русификации, проводимой царским самодержавием. После февральской революции 1917 г. Б. М. был среди главных деятелей IV съезда мусульман Туркистана, провозгласившего в Куканде/Коканде (ноябрь 1917 г.) Туркистанскую автономию. Даже после кровавого ее разгрома (февраль 1918 г.) и установления большевистского режима во всем Туркистане Б. М. умело проводил политику компромисса с новой властью. В том же году он был назначен уездным комиссаром просвещения, открывал новометодные школы, хотя их учебные программы и учебники уже не соответствовали нормам новометодных школ начала века.

        В марте 1919 г. по дороге в Ташкент Б. М. был арестован в г. Шахрисабз (территория Бухарского эмирата) мусульманскими (оппозиционными большевикам) властями, подвергнут пыткам и через два месяца казнен в г. Карши.

        Идейное наследие Б. М. (в первую очередь огромное количество его статей, опубликованных в джадидистской прессе Туркистана) занимало центральное место в идеологии джадидистов, оказавшихся у власти в Туркистанской автономии и в Бухарской Народной Советской Республике. До 1923 г. (первые чистки местных компартий) г. Карши носил имя Б. М. После долгого забвения о нем вспомнили в конце 80-х гг. XX в. Почти два десятилетия начала XX в. Б. М. играл ведущую роль в распространении в Туркистане идей мусульманской реформации, исходивших из Египта (в первую очередь от Мухаммада ‘Абду), Османской Турции и Волжско-Уральского региона. Политическая активность Б. М. (в частности его роль в создании Туркистанской автономии) свидетельствует о том, что джадидисты не ограничивали свою деятельность просвещением, но ставили целью достижение политической независимости.

        Соратником и последователем Б. М. в реализации идей джадидизма, во взглядах на ислам как на источник цивилизации был бухарский джадидист Фитрат (1886–1938).

        Лит-ра: Н.Х.Авезов. Махмуд-хожа Бехбудийнинг ижодий мероси (манбалар) // Автореф. канд. дис. (на узб. яз.). Таш., 1985; Ш.Турдиев. «Берегите мудрецов»: Судьба и смерть Махмудходжа Бехбуди// Звезда Востока. Таш., 1991, №5, 8386; Косимов. Маслакдошлар, 3–40 (на узб. яз.); Г.Абдурахмонов. Бехбудий ва унинг хозирги узбек адабий тилининг шакланишидаги хизмати // Узбек тили ва адабиёти. Таш., 1995, №3, 7–12 (на узб. яз.); Н. Керимов. Бехбудий ва жадид адабиёти// Узбек тили ва адабиёти. 1995, №3, 3–7 (на узб. яз.).

        С.А.Дюдуаньон

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Персоналии
        Теги:
        джадидизмСамаркандЦентральная Азия
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        НАУРУ́З
        • 19 марта, 2024
        Казахстан
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 18 июля, 2022
        ШАХИМАРДАН
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 15 июля, 2022
        Шамаил
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 15 июля, 2022