БИШР б. ал-МУ‘ТАМИР, Абу Сахл ал-Хила̄лӣ (ум. после 825 г.) — арабский поэт и богослов, глава одной из му‘тазилитских школ в Багдаде. С основами му‘тазилитского калама Бишр б. ал-Му‘тамир познакомился в Басре, где он встретился с му‘тазилитским проповедником, эмиссаром Басила б. Ата’, Абу ‘Усманом аз-3а‘фарани. Одним из его учителей был знаменитый ученый—схоласт Му‘аммар б. ‘Аббад ас-Сулами (ум. в. 830 г.). По возвращении в Багдад Бишр б. ал-Му‘тамир создал свою школу, популярность которой встревожила власти. По навету противников Бишр б. ал-Му‘тамир был посажен в тюрьму халифом Харуном ар-Рашидом, враждебно относившимся к му‘тазилитской пропаганде. В стихах, написанных в заключении, Бишр б. ал-Му‘тамир опроверг выдвинутые против него обвинения в. приверженности к учению «крайних рафидитов и тайных мурджиитов» и изложил основные положения му‘тазилитского богословия — учение о единобожии и божественной справедливости.
Большая часть прозаических сочинений Бишра б. ал-Му‘тамира носила полемический характер. Это «Опровержения» хариджитов, джабаритов, «заблудших», ведущих богословов других школ му‘тазилитов (Абу-л-Хузайла, ан-Наззама, Дирара, ал-Асамма и др.). Отдельные сочинения он посвятил изложению основ му‘тазилитской догматики, экзегетики, теории имамата. Труды Бишра б. ал-Му‘тамира не сохранились.
Средневековые мусульманские доксографы отмечали, что Бишр б. ал-Му‘тамир обособился от других му‘тазилитских школ несколькими «порочными» представлениями. Под влиянием натурфилософов он первым в исламе высказал мнение о «порождённости» (таваллуд) действий. Все чувственные восприятия (цвет, вкус, запах и т. п.) «порождены», как утверждал Бишр б. ал-Му‘тамир, действием человека, если их причины суть часть его действия. Таковы боль, возникающая при ударе, полет стрелы или камня, возникающий от броска, и т. п. Волеизъявление Аллаха Бишр б. ал-Му‘тамир рассматривал как одно из его действий. Оно проявляется либо как атрибут его сущности, либо как атрибут его действия. По вопросу о божественной справедливости и связанной с этим моральной ответственности человека за свои поступки Бишр б. ал-Му‘тамир также имел собственное мнение. Особые нападки вызывало признание им того, что Аллах способен наказывать детей, следовательно, быть несправедливым.
Последователей Бишра б. ал-Му‘тамира называли бишритами. Его учениками были «му‘тазилитский монах» Абу Муса ал-Мурдар, отрицавший «непревзойденность» Корана, Сумама б. Ашрас, Абу Джа‘фар ал-Искафи и др.
Лит-ра: ал-Аш‘ари. Макалат, указ.; Ибн ан-Надим. Ал-Фихрист, 205; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 43, 69—70; Ибн ал-Муртада. Табакат, 52—54; А. N. Nader. Bishr b. al-Mu‘tamir.— EI, NE, 1, 1243— 1244.
С.М.Прозоров