Бюль-Бюля Имамзадасы — святыня, расположенная в сел. Бюль-Бюля близ Баку. По легенде, в этом месте похоронены младший сын пятого ши‘итского имама Мухаммада ал-Бакира (ум. в ал-Мадине в 732 г.), он же младший брат шестого ши‘итского имама Джа‘фара ас-Садика (ум. в 765 г.), Мухаммад (его также прозвали Садык/ас-Садик, отсюда эта святыня известна ещё как Мухаммад Садык Имамзадасы), его супруга и их слуга. Спасаясь от преследований со стороны аббасидских властей в правление халифа ал-Махди, они поселились в сел. Бюль-Бюля (в конце VIII в.), жители которого, по преданию, с радушием и почтением приняли семью ши‘итского имама.
После смерти все трое были похоронены в этом селении, место их захоронения стало почитаемым не только среди жителей Бюль-Бюля, но и всех селений Апшеронского п-ова, население которого испокон веков поклонялось святым местам. По преданию, г. Баку был заложен вокруг крупной зороастрийской святыни. После принятия ислама разные религиозные культы, христианские и зороастрийские места поклонения приняли исламскую окраску.
Со времени захоронения здесь семьи имама правители средневековых азербайджанских династий Ширваншахов — Кесранидов и Дарбанди уделяли этой святыне (как и всем прочим святым местам на территории Азербайджана) особое внимание. Значение этого места заметно возросло в Иране и Азербайджане при Сафавидах, сделавших ши‘изм государственной идеологией. По указанию шаха ‘Аббаса в 1623 г. рядом со святыми могилами была построена мечеть. Строительством мечети руководил шайх Наджм ад-дин б. шайх Камал, который впоследствии стал хранителем этой святыни, а после смерти сам был похоронен рядом с мечетью.
Шайх Наджм ад-дин б. шайх Камал был мастером-художником этого мазара. Особенно знаменитыми стали Большие Ворота. На каменной плите была сделана эпиграфическая надпись, свидетельствующая о том, что Ворота в мазаре были поставлены по приказу шаха ‘Аббаса. Эта надпись сохранилась и была перенесена в Музей истории Азербайджана как историко-этнографический памятник.
Паломники проходили через эти Большие Ворота в усыпальницу (турба) к святым могилам. Почтив память Аги Мухаммада Садыка, они трижды обходили святые могилы, читая при этом айаты, и через маленькую дверь выходили во двор. Прямо над этой дверью висела «цепь желаний» (ниййат занджири). Паломники дотрагивались до этой цепи, покачивая её, загадывали желание и с мольбой обращались к Аллаху. Через эту же дверь по 14-ступенчатой лестнице выходили во двор, где находились колодец со «святой» водой и каменный бассейн, а также караван-сарай, в котором жили паломники из дальних краев.
В этом же комплексе находилась знаменитая баня, в которую наряду с паломниками ходили и жители селения. По описанию очевидцев, эта баня была настоящим произведением архитектуры, ее автором был житель сел. Бюль-Бюля хаджжи Реза. В праздничные дни, во время траурных дней ‘ашура’ паломников собиралось особенно много, им не хватало места в караван-сарае, и они становились гостями жителей этого села.
Во дворе было много деревьев, в основном инжирных и тутовых. Лето на Апшероне бывает жарким, и паломники прятались от жары под этими деревьями, питались их плодами. Бесплодные женщины, загадывая желание, трясли деревья и обращались к Аллаху с просьбой зачать ребёнка, завязывали на веточках деревьев разноцветные тряпочки. Эти деревья назывались ниййат бешиклери («колыбели желаний»). Сохранились фотографии конца XIX — начала XX в., свидетельствующие о том, что сюда совершали массовые паломничества.
В первое десятилетие советской власти в Азербайджане эта святыня продолжала каждый год принимать паломников (сохранились фотоснимки 1933 г. этого места во время паломничества), однако в годы сталинских репрессий святыня была полностью разрушена. Говорят, активисты Союза воинствующих безбожников позвали уголовников, которые и разрушили святыню, а жители селения уносили с собой, в свои дома оставшиеся обломки мазара. К тому же недалеко от культового комплекса находилось солевое озеро, из которого жители Бюль-Бюля добывали пищевую соль и продавали её паломникам. После разрушения культового комплекса, прекращения паломничества солевое озеро было заброшено, и в него стали стекать канализационные отходы. На месте культового комплекса был построен детский дом-интернат. В 1967 г. здесь была построена школа, которая функционирует и сейчас, соседствуя с религиозной общиной и культовым комплексом.
В 1988 г. на месте некогда существовавшего культового комплекса начались строительно-реставрационные работы, которые финансировались жителями сел. Бюль-Бюля и некоторых других селений Апшерона. Автором проекта был архитектор Джавад. После разбора завалов строители обнаружили разрушенную 14-ступенчатую лестницу и могилы. Колодец со «святой» водой остался засыпанным под школой.
Строительно-реставрационными работами руководил происходивший из рода шайхов житель сел. Бюль-Бюля машади Мубариз Нурмамед оглы Халыгов, возглавивший религиозную общину «Мухаммад Садык Имамзадасы», которая была зарегистрирована министерством юстиции Азербайджанской Республики в 1993 г.
С этого времени святое место стало функционировать официально и принимать паломников.
Вновь построенный мазар представляет собой прямоугольное строение с большим, выкрашенным в голубой цвет куполом и красивыми, сделанными по старым эскизам, деревянными воротами. Прямо в центре находятся надгробные камни, выполненные из чёрного гранита. Паломники, подойдя близко к мавзолею, читают Фатиху, снимают обувь и входят внутрь мазара. Загадывая желание и читая дополнительные молитвы, они трижды обходят могилы и, не поворачиваясь спиной к ним, выходят из мазара. Затем проходят через небольшой балкон, спускаются по лестнице вниз, где находится небольшая мечеть. В этой построенной на скорую руку мечети нет отдельных, женского и мужского, помещений, мужчины и женщины совершают намаз в одном помещении по очереди, не сталкиваясь друг с другом. Здесь же находится минбар, с которого ахунд ведёт собрания во время намаза, рядом же находится детская колыбель, в которой навалены детские стёганые одеяла, подушечки, ползунки, шапочки, игрушки. У этой колыбели бесплодные женщины и мужчины молятся о здоровом потомстве. В этом же помещении паломники просят Аллаха об исцелении, могут остаться для молитвы на ночь, поспать в надежде на чудо.
На этом паломничество завершается.
Лит-ра: Т.Джабиева. Святыня «Имамзада в Бюль-Бюлях». Баку, 2004, 3–35.
Н.Э.Алескерова