Ваисов (Вайс-заде, Вайси), Баха’ ад-дин ал-Булгари (вероятно, 1810–1893) — татарский суфий, проповедник и поэт, основатель Ваисовского движения в Казани. Родился в селении Молвино (ныне — Зеленодольский район Республики Татарстан), о родителях ничего не известно. Сам себя он называл «заместителем» (халифа) накшбандийско-муджаддидийского шайха Джа‘фара ал-Кулатки (ум. в 1862–63 г.), который через своего учителя ‘Абд ал-Халика ал-Булгари и Вали Мухаммад-ишана продолжал духовную цепь Файд-хана ал-Кабули (ум. в 1802–03 г.).
После смерти учителя В. развернул активную деятельность проповедника и собрал большую группу сторонников в Казани и деревнях волжского региона. С этого же времени он пишет обращения к российским властям вплоть до царя с просьбой оказать материальную поддержку его общине и жалобами на действия своих противников из числа мусульман. Сокровенным желанием В. было стать законным представителем власти среди «булгарских» (татарских и башкирских) мусульман Российской империи. В своем тюркоязычном сочинении Тарик-и хваджаган (Казань, 1874) он выразил готовность ездить со своими сторонниками в непокорные мусульманские общины, публично молиться там за здоровье царя и этим содействовать умиротворению местного населения. По словам В., такую же работу проводил в свое время его шайх-наставник ал-Кулатки в Тифлисе, читая проповеди в осуждение дагестанского имама Шамиля (1834–1859) во время Кавказской войны.
Одновременно В. нападал на официальное мусульманское духовенство, власть которого он не признавал. Муфтия, его кадиев, казанских ‘улама’ и зажиточных мусульман он обвинял в коррупции и отходе от «истинного» ислама. В своей казанской общине В. самовольно вел регистрацию актов гражданского состояния, тем самым узурпировав власть «указных» (назначаемых муфтием) мулл. По некоторым данным, В. даже призывал своих последователей не платить государственные налоги и отказываться от военной службы. Власти и ОМДС долгое время ограничивались предупреждениями в его адрес, опасаясь, видимо, роста его влияния среди населения.
Проповеди В. сыграли определенную роль в крестьянских волнениях 1878–1879 гг., вспыхнувших в Татарии в результате распространения слухов о некой государственной инструкции, согласно которой мусульманские общины якобы должны были содержать церкви и православные школы в своих селах, что грозило бы насильственной христианизацией. О тревожной атмосфере тех лет свидетельствуют поэмы В. на татарском языке, опубликованные уже его сыном, ‘Инан ад-дином, под названием Джавахир-и хикмат-и дарвишан (Казань, 1907). В них В. предстает предвестником Судного дня, который наступит, как он ожидал, в 1300 г.х. В поголовной развращенности мусульман и в появлении инструкции В. видел знак прихода апокалипсической фигуры ад-Дадджала (Сатаны), именем которого он проклинал попечителя Казанского учебного округа В.В.Радлова, открывавшего русские школы для мусульман Поволжья. В. титуловал себя «полководцем» (сардар), а своих сторонников называл «спасающейся общиной» (фирка-йи наджийа, согласно известным хадисам), утверждая, что тот, кто не присягает сардару, перестает быть мусульманином и лишается «спасения». Чрезвычайное положение Конца света он выразил также в отказе от всех норм рифмы и метрики в своих поэмах.
По неясным обстоятельствам в 1884 г. полиция штурмом взяла дом В. в Казани, были убитые и раненые. Несколько его сторонников были сосланы в Сибирь, а самого В. суд объявил сумасшедшим и поместил в Казанскую окружную лечебницу, где он находился до самой смерти. Очевидно, некоторые из упомянутых выше поэм были написаны уже после 1300 г.х. в больнице. Разочаровавшись в своей миссии, В. упрекает в них Бога в отказе держать свое слово и вести ислам к победе.
Многое в поведении В. напоминает христианских святых-юродивых. В этой связи в фамилии В. (выбранной, очевидно, им самим) можно видеть намек на сподвижника пророка Мухаммада, Увайса ал-Карани, который в мусульманской традиции тоже имеет черты юродивого. Поиски поддержки со стороны «доброго царя» при решительном сопротивлении местным органам власти также имеют много исторических параллелей.
В истории мусульманской духовной культуры Поволжья деятельность В. явилась кульминацией религиозного движения против муфтийата и сотрудничества с русским купечеством и местными властями. Виднейшим представителем этого движения в первой половине XIX в. был ‘Абд ар-Рахман ал-Булгари (ал-Утыз-Имани, ум. в 1835 г.), но в отличие от него В. не имел четко разработанных взглядов в области теологии, права и суфизма и выступал лишь с пророческими предостережениями.
В начале XX в. «Ваисовское движение» возродил, вернувшись из ссылки, сын В., ‘Инан ад-дин (ум. в 1918 г.), который, однако, преследовал в своей деятельности больше политические, нежели религиозные цели, а во время гражданской войны даже воевал на стороне местных большевиков против «Забулачной республики». Другой сын В., ‘Ийан ад-дин, эмигрировал в Польшу.
Одна из проблем исследования деятельности В. заключается в том, что большая часть имеющейся о нем информации сохранилась лишь в редакции ‘Инан ад-дина. Предстоит еще уточнить, к кому восходит название Ваисовского движения «Ваисов Божий полк мусульман-староверов» — к старшему или младшему В.
Начиная с 90-х гг. XX в. открыто выступившие сторонники «булгарского» национального самосознания волжско-уральских мусульман объявили Ваисовых своими единомышленниками.
Лит-ра: И.Катанов. Новые данные о мусульманской секте ваисовцев. Казань, 1909; Е.В.Молоствова. Ваисов Божий полк // Мир ислама (1912); репринт: Азия и Африка сегодня, 1992, 9, 60–62; М.Сагидуллин. К истории Ваисовского движения // Очерки по изучению местного края. Казань, 1930, 236–266; М.Гайнвтдинов. Бахаветдин Вейсов // История татарской литературы. Т. II, Казань, 1985, 473–483 (на татар, яз.); С.Алише, М.Молеков. Веисевчилер тарыхыннан // Казан утлары. 164–169; М.Гайнетдинов, Л.Ахметзиянова. Прошение возвратить Б. Ваисову и дело закончить // Эхо веков (Казань), 1996, 3/4, 143–152; Chantal Quelquejay. Le «Vaissisme» à Kazan // Die Welt des Islams. 1959, VI, 91–112; Frank. Islamic Historiography, 172–178; Kemper. Sufis, 393–429; М.Квмпвр, Д.Усманова. Ваисовское движение в зеркале собственных прошений и поэм // Эхо веков (Казань), 2001, 314, 86–122.
М.Кемпер