ВАС̣ӢЙА (мн. ч. вас̣а̄йа̄; тур. васиет, перс. васият) — 1. Завещание, наказ, содержащий последнюю волю на случай смерти. Васийа предписана Кораном, на нее распространяются те же условия, что и на любые другие распорядительные акты, то есть завещатель должен быть право и дееспособным и иметь право распоряжаться тем, что он отказывает. Предметом васийа могут быть все виды имущества, отношения, деловые поручения, распоряжения родственникам и многое другое, что подпадает под понятие «последнее волеизъявление». По васийа может быть отказано не более одной трети всего оставляемого имущества, движимого и недвижимого вместе. В пределах двух третей, распределяемых между наследниками как наследство (мирас), завещатель может указать, кому что он оставляет, если это не наносит ущерба и не ущемляет прав других наследников. Тот, кому отказывается имущество по васийа, уже не должен претендовать на долю в наследстве. Если же так случилось, то завещанное и наследуемое можно получить вместе только с согласия остальных наследников.
Васийа делается в устной или письменной форме, при этом желательно присутствие или подтверждение двух свидетелей (шахид). В. может быть сделана задолго до смерти, и завещатель может изменить ее или отменить в любое время. Если васийа составлена неправильно или если наследники с ней не согласны, она может быть опротестована перед кади, которому следует решить, исправить ли нарушения или отменить васийа совсем, присоединив все отказанное к наследуемому имуществу.
В настоящее время составлять васийа в предвидении кончины принято везде, где позиции шари‘ата достаточно сильны, но порядок составления васийа, ее условия, привлекаемые лица и др. варьируются в зависимости от местных обычаев (‘адат), так что расхождения в различных районах мусульманского мира могут быть весьма значительными.
В шиитской догматике ал-васийа— духовное завещание, выражаемое имамом в «ясном указании» (ан-насс) на своего преемника. В период антиомейядской пропаганды под ал-васийа подразумевались особые знания, полученные от Пророка и завещанные предшествующим имамом из рода ‘Али. Истинным имамом признавался тот, кто унаследовал сокровенные знания — васи. Исходя из этого представления, аббасидские претенденты на имамат и их эмиссары утверждали, что внук ‘Али б. Аби Талиба, Абу Хашим б. ал-Ханафийа, завещал Аббасиду Мухаммаду б. ‘Али «желтый свиток», хранившийся у Алидов как доказательство сокровенных знаний, унаследованных ими от Пророка.
Лит-ра: аш-Шайбани. Ал-Джами‘, 121 —124; Садр аш-шари‘а. Мухтасар, 228—231; ал-Ахкам аш-шар‘ийа, 88—95; Abu Zahra. Family Law, 175—178; J. Schacht. Wasiya.— ShEI, 632; ан-Наубахти. Шиитские секты, 29—30, 136, 144—148.
А.С.Боголюбов С.М.Прозоров