ВА̄С̣ИЛ б. ‘АТ̣А̄’, Абӯ Х̣уз̱айфа ал-Г̣азза̄л (699—748) — один из основоположников му‘тазилизма. Родился в Медине, затем перебрался в Басру, где стал активным участником кружка ал-Хасана ал-Басри. Разойдясь с последним в определении состояния человека, совершившего тяжкий грех, Васил б. ‘Ата’ с группой единомышленников покинул (и‘тазала) кружок ал-Хасана ал-Басри, положив начало му‘тазилизму. Для распространения своего учения он разослал эмиссаров во все провинции Халифата — Магриб, Хорасан, Йемен, ал Джазиру, ал-Арминию. Его эмиссары одновременно вели антиомейядскую пропаганду и тем самым способствовали падению омейядской династии.
По мнению исследователей, Васил б. ‘Ата’ проложил путь му‘тазилитскому каламу, заложил основы богословской доктрины му‘тазилитов. Богословские тезисы Васила б. ‘Ата’ вошли в состав «пяти основоположений» му‘тазилизма. Его политическая позиция (таваккуф) характеризовалась отказом от хариджизма и мурджиизма и утверждением, что в «верблюжьей» (656 г.) и Сиффинской битвах (657 г.) между ‘Али и его противниками одна из сторон была не права — без уточнения, какая именно (ла би-‘айнихи).
Васил б. ‘Ата’ выступал против антропоморфического восприятия Аллаха, интерпретируя соответствующие коранические выражения в символическом смысле. Так, выражение «сотвори рукой своей» означает, по его мнению, «властью своей», подобно тому, как щедрость символизируется раскрытой ладонью, а скупость — сжатой. В целом учение Василв б. ‘Ата’ и его последователей о божественных атрибутах находилось под непосредственным влиянием христианской догматики Иоанна Дамаскина и греческой философии, о чем говорит аш-Шахрастани.
Согласно ал-Джахизу (ум. в 868-69 г.), Васил б. ‘Ата’ был первым доксографом, классифицировавшим категории «заблудших» (мулхидун), хариджитов, «крайних» шиитов, хашвитов. Он был автором нескольких сочинений, в том числе ал-Манзила байна л-манзилатайн, ат-Таухид ва-л-‘адл, Табакат ахл ал-‘илм ва-л-хакк, ас-Сабил ила ма‘рифат ал-хакк. Последнее сочинение сыграло исключительно важную роль в истории мусульманского права. В нем Васил б. ‘Ата’ впервые определил четыре способа (вуджух) познания истины (ал-хакк): через Писание (китаб натик), достоверное предание, принятое единодушно (хабар муджтама‘ ‘алайхи), умозрительное доказательство (худжжат ‘акл) и единодушное мнение общины (иджма‘ мин ал-умма). Эти «принципы познания» вдохновили, кодификаторов мусульманского права, в частности аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.), на установление четырех источников (усул) фикха.
Лит-ра: Ибн ан-Надим. Ал-Фихрист, 202—203; ал-Багдади. Ал Фарк, 117—120; аш-Шахрастани. Книга о религиях, указ.; Ибн ал-Муртада. Табакат, указ.; van Ess. Une lecture.
С.М.Прозоров