ВАС̱АН (от южноарав. вc̱н — «межевой столб», «идол») — одно из основных обозначений языческих объектов поклонения в доисламской Аравии. Помимо васан употреблялись также термины нусуб (мн. ч. ансаб) и санам (мн. ч. аснам). Ансаб — камни, на которые проливали кровь жертв, посвященных идолам, надгробные и разграничительные камни священной территории (хима) святилища. Такой камень мог почитаться и как божество, но он редко являлся постоянным объектом поклонения. На каждой стоянке кочевники выбирали себе в качестве божества новый камень. В середине IV в. н. э. под воздействием в основном набатейских и сиро-палестинских влияний нусуб— «неотесанный камень» — трансформировался в оседлой среде Аравии в санам или васан — скульптурное изображение божества. Семантический анализ показывает, что слово санам пришло в язык жителей Внутренней Аравии из арамейского, а слово васан — из эфиопского через посредство языка жителей Южной Аравии. Разница между значениями этих двух терминов прослеживаемся нечетко. Ибн ал-Калби утверждал, что слово санам обозначало идола, сделанного из дерева и металла, а васан употреблялось для обозначения каменной скульптуры. Однако в доисламской поэзии, Коране (ср. 6:74 и 29:17/16) и мусульманском предании (хадисах) термины васан и санам взаимозаменяемы.
В доисламской Аравии существовало множество племенных божеств, к которым совершали паломничество представители разных племен. Считалось, что божество связано со своим почитателем отношениями покровительства/зависимости (вала’, см., например, К. 22:13), причем эти обязанности мыслились взаимными — божество также нуждалось в помощи (ср. 47:7/8). Многие коранические представления об Аллахе генетически связаны с этими языческими представлениями. Считалось, что оскорбление языческого божества чревато болезнью (проказой или сумасшествием). Ритуальная сторона культа заключалась в основном в жертвоприношении, обходе вокруг идола, гадании перед ним (см. К. 8:35, где говорится о ритуальном свисте и хлопанье в ладоши). С обслуживанием культа были связаны специальные лица, функции которых часто передавались по наследству. Самым крупным святилищем в доисламской Аравии была ал-Ка‘ба, рядом с ней было сосредоточено большое количество идолов. Накануне возникновения ислама наиболее популярными были божества ал-Лат (представлено камнем), ал-‘Узза (представлено священным деревом), Манат (см. 53:19—20) и Хубал (представлены каменными статуями, привезенными, по преданию, из Сирии или северных районов Аравии). Хубал был главным божеством мекканского святилища.
На рубеже VI—VII вв. аравийские языческие культы переживали кризис. Он выразился в резком падении престижа языческих божеств, в появлении представления о некоем верховном божестве, более могущественному чем все остальные (ср. 21:57—58/58—59, где описывается разрушение Ибрахимом всех идолов, «кроме главного из них»). Это способствовало распространению в Аравии иудаизма и христианства и привело к появлению местного неопределенного единобожия (ханифийа), генетически предшествовавшего исламу. Ислам сохранил ряд аравийских языческих ритуалов (манасик), прежде всего связанных с хаджжем и почитанием так называемого «Черного камня».
Лит-ра: Ибн ал-Калби. Ал-Аснам; Ибн ал-Калби. Книга об идолах; Fahd. Le panthéon; он же. Divination; Н. A. R. Gibb. Рге-islamic monotheism in Arabia.— HTR. 1962, 55/4; Watt. Belief, 327 — 333; M. Höfner. Die vorislamischen Religionen Arabiens. [Б. м., б. г.]; J. Waardenburg. Changes in Belief in Spiritual Beings, Prophethood and the Rise of Islam.— Struggles of Gods. Ed. H. G. Kippenberg. Berlin, New York. Amsterdam, 1984, 259—291.
Е.А.Резван