Вис-хаджжи (Загиев, ум. в 1973 г.) — чеченский шайх, основатель одного из кадиритских вирдов. Духовным наставником В.-х. был шайх Чиммирза/Чим-мирза. В период депортации (1944–1957) В.-х. жил в казахском селении Атбасар Целиноградской (Акмолинской) области (поэтому известен и как «Атбасарский шайх»). Тогда же вокруг В.-х. сгруппировалась часть муридов Чиммирзы.
Согласно традиции, шайх непосредственно общался с Учителем (устаз) — Кунта-хаджжи, раскрывшим ему подлинный смысл своего учения и возложившим на него миссию проповедовать «чистый путь», так как современные последователи от него отклонились. Помимо барабана, который использовал во время коллективных радений Чим-мирза, В.-х. ввел двухструнную «чеченскую скрипку»: игра на этом инструменте, по его утверждению, — особая благодать Аллаха, ниспосланная для того, чтобы очистить мысли и смягчить чувства верующих. Ее звуки не только услаждают слух людей, но и радуют ангелов. Во время индивидуальных и коллективных богослужений мурид должен надевать белую папаху, отождествляемую со священной чалмой: совершенный в ней намаз приравнивается к 50–60 обычным намазам (поэтому за вирдом закрепилось название «белошапочники»). Мужчин — последователей В.-х. отличают особая форма бороды и черный или темно-синий бешмет; культовой одеждой женщин являются чухта (головная повязка, скрывающая волосы) и длинные шаровары (в них совершается зикр, но не намаз). Женские платья — свободные, с длинными рукавами; если одежда приобретена в магазине, то ее необходимо перекроить, а вместо пуговиц пришить «застежки» (ветанаш).
В.-х. проповедовал, что всем его приверженцам уготован Хазрат Мохк — прекрасный, вечнозеленый оазис, где воздух напоен ароматом лимона; именно там они соберутся в Судный день. Считается, что это не рай (ал-джанна), а совершенно особый мир. Символом его является красная «тюбетейка» с пришитыми на внешней поверхности синими или зелеными лоскутками, которую постоянно носят под папахой. Шайх гарантировал ученикам, что они не подвергнутся предварительным допросам и наказаниям в могиле со стороны ангелов Мункара и Накира и не испытают мук ада, если будут строго соблюдать все предписания: эту привилегию определил для своих муридов сам Кунта-хаджжи.
Принципиальное значение В.-х. придавал труду. Он наставлял, что Аллах обязывает трудиться ради семьи, за которую каждый в ответе перед Ним. Рицк (от араб. ризк — пропитание, предопределенное человеку на всю его земную жизнь) сокрыт у Аллаха и даруется Им. Любое дело должно совершаться с сознанием, что это — ради Аллаха (исключая работу на табачных плантациях и винных заводах, которую В.-х. считал грехом).
В.-х. был сторонником обновления некоторых обычаев и обрядов, в частности, он установил твердый и более низкий калым (там бар), разрешил молодоженам (вопреки обычаю — ‘адат) присутствовать на свадьбе. Женщинам шайх запрещал выходить замуж за муридов из другого вирда (как и Батал-хаджжи). Он сам заключал браки по достижении брачующимися совершеннолетия (девушки — 18 лет, юноши — 20). В доме невесты совершался суфийский обряд (зикр), а по прибытии в дом жениха — и зикр, и обряд по шари‘ату. Торжество завершалось тем, что В.-х. обращался с молитвой к Аллаху и просьбой освятить и благословить брак, ниспослать новобрачным мир и согласие и в этом, и в потустороннем мирах. Молодоженам выделялся дом и личное хозяйство.
Шайх ввел в практику совместное совершение религиозных радений мужчинами и женщинами, отдельных женских групп в вирде В.-х. нет. Наибольшее число последователей шайха В.-х. — в Грозненском и Шалинском районах Чеченской Республики, отдельные общины действуют в Хасавюртовском районе Республики Дагестан, в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания и Акмолинской области Республики Казахстан.
Лит-ра: М.-С.М.Мустафинов. Специфика догматики и социальной доктрины современного зикризма (на материалах конкретно-социологических исследований в Чечено-Ингушской АССР). Автореф. дис. канд. филос. наук. Грозный, 1972.
Дж.И.Месхидзе