Гази—Мансур, шайх — почитаемый в Крыму святой. Могила находится между Успенским скитом и Чуфут-Кале в юго-восточном конце ущелья Марйам-дере близ Бахчисарая. Согласно османскому путешественнику XVII в. Эвлие Челеби, могила находилась на полпути между Чуфут-Кале и Старым Салачиком. Эвлия Челеби писал, что уроженец ал-Мадины (отсюда его нисба Медини, араб. ал-Мадани), Г.-М. был одним из сподвижников Пророка. Когда в битве при Ак-кермане другой святой, Малик Аштер (ал-Аштар) погиб и стал шахидом, шайх Мансур омыл его тело и похоронил за Бахчисараем, в месте под названием Эски Юрт. «После этого шайх Мансур стал шахидом в битве у этой крепости, его похоронили в месте у этих родников. Теперь его святая могила — это величественное здание, известное место поклонения людей».
По легенде, сподвижник Пророка знал заранее, что Крым будет заселён мусульманами, и перед смертью прибыл на «Зелёный полуостров». Он знал, что после его смерти в Крым придут мусульмане и чудесным образом откроют местоположение могилы. Могила шайха Г.-М. была опознана и открыта шайхами Халилом и Рамазаном, приехавшими для этого в Крым из Бухары. Рамазан будто бы до этого в Мавараннахре несколько раз во сне видел лощину около Чуфут-Кале и по внушению святого прибыл в Крым и отыскал могилу Г.-М. Шайх построил здесь текие (838/1434 г.), где умер и был похоронен.
Эта обитель пользовалась покровительством крымских ханов (по некоторым сведениям, она была построена Менгли-Гирем I), просуществовала до 1930-х годов и принадлежала, вероятно, братству хальвети (халватийа).
В 1918 г. Н.Маркс опубликовал запись легенды о Г.-М., которую он услышал в 1914 г. от учителя Хабибулаева. В этом варианте присутствует кефалофорный мотив (кефалофор — «главоносец»): Г.-М. родом будто бы был из Крыма и в 100 лет решил совершить ал—хаджж. На караван паломников напали арабы, один из которых во время того, как Г.-М. молился, отрубил ему голову. Однако через некоторое время Г.-М. появляется в Крыму, неся собственную голову в руках. Мотив несения головы встречается в описаниях мучений христианских святых (например, Дионисия Ареопагита), и в то же время он весьма распространён в литературе и фольклоре казанских и крымских татар.
Над могилой Г.-М. была сооружена небольшая мечеть, куда бахчисарайские татары ходили по пятницам молиться.
Исмаил Гаспринский в 1912 г. писал, что могилы святого и первых двух шайхов содержатся в порядке, однако, по другим сведениям, его могила к началу XX в. находилась в небрежении: бахчисарайский знакомец А.Н.Самойловича поэт Хабибулла Керем даже написал об этом стихотворение, вошедшее в его сборник Гунча-йи афкар («Бутон мыслей»).
В 20-е гг. XX в. (по данным О.Акчокраклы) у мавзолея сохранялось около десятка старых могил XV в. (опубликованы надписи с датами 1428 и 1438 гг.). В 1927 г. был произведён ремонт фонтана (вероятно, пострадал от землетрясения). В мавзолее похоронены сам Г.-М. и открывшие его могилу шайхи Халил и Рамазан. В летнее время могилы ежедневно посещали татары, а раз в год у могил собирались «качающиеся» дарвиши.
В 1969–1975 гг. кладбище вновь обнаружил и обследовал В.Н.Гуркович. В настоящее время святыню активно посещают верующие и туристы.
В Алупке, по сведениям Н.Маркса, будто бы была могила брата Г.-М.
Лит-ра: Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666–1667 гг.) / Пер. и коммент. Е.Бахревского. Симферополь, 1999, 38; И.Журьяри. Поездка в ближайшие окрестности Бахчисарая // ИТУАК. 1890, № 9, 111; И.Гаспринский. Бухара и Бахчисарай // Терджиман. 1893, 31 января; он же. Крымские азизы // Восточный сборник / Изд. общества русских ориенталистов. Кн. I. СПб., 1913, 216; А.Н.Самойлович. Бахчисарайский певец, поэт, летописец и метеоролог Хабибулла-Керем // ИТУАК. 1913, № 50, 207; Н.Маркс. Азис (бахчисарайская легенда) // ИТУАК. 1918, № 54, 264; Н.Гудзий. Мотив усеченной головы в татарской легенде об Азисе // ИТУАК. 1919, № 56; О.Акчокраклы. Новое из истории Чуфут-Кале // ИТОИАЭ. 1928. Т. II (59), 170–172; он же. Эпиграфические находки // ИТОИАЭ. 1929. Т. III (60), 186; Н.Абдульвапов. Суфизм и начальный этап активного распространения ислама в Крыму // Культура народов Причерноморья. Симферополь, 2006, № 79, 140–142; И.В.Зайцев. Ода Бахчисараю (крымско-татарский тюрки из анонимного османского джонка) // Basileus. Сб. ст., посвященный 60-летию Д.Д. Васильева / Сост. и отв. ред. И.В.Зайцев. М., 2007, 157–163.
И. В. Зайцев