Гамзат-бек (Хамза-бек) б. ‘Али-Искандар ал-Хуцали (Гоцатлинский) ал-Авари (Аварский) (1789–1834) — второй имам Нагорного Дагестана и Чечни, возглавивший начатое Гази-Мухаммадом ал-Гимрави освободительное движение горцев против российского завоевания под лозунгами «войны за веру» (джихад) и распространения шариʻата на Северном Кавказе. Родился в сел. Новый Гоцатль, недалеко от столицы Аварского ханства — Хунзаха (ныне: Хунзахский р-н Республики Дагестан). Выходец из горской знати (умараʼ). Сам он и его отец были чанки — потомки от браков дальних родственников аварских ханов (беков) с простолюдинками из сословия узденей. ‘Али-Искандар играл важную роль в Аварском ханстве. В 1785 г. он ездил послом ‘Умма-хана Аварского к Ираклию II — царю Картли-Кахетинского царства, с братом ‘Умма-хана Гебеком организовал ряд набегов аварцев на Кахетию. После смерти ‘Умма-хана безуспешно пытался прибрать к рукам власть в ханстве, поставив ханом малолетнего сына Гебека — Сурхай-хана.
В 1817 г. Г.-б. вернулся в Гоцатль, где женился на своей двоюродной сестре Патуч, дочери брата ‘Али-Искандара — бека Иман-‘Али. Какое-то время он жил в родном селении, не занимаясь ни науками, ни политикой. Устные предания рисуют Г.-б. в юности беззаботным и беспутным гулякой. Знакомство с Гази-Мухаммадом ал-Гимрави (из сел. Гимры) резко изменило жизнь и взгляды Г.-б.‘Али-Искандар дал сыну хорошее мусульманское образование (по местным меркам). До 12 лет тот учился в начальной мечетской школе (мактаб) своего родного селения, в 1801 г. перешёл в мадрасу Мухаммад (Махад)-эфенди ал-Чухи в сел. Чох. После смерти своего учителя в 1813 г. Г.-б. переехал в Хунзах, где поступил в ученики к известному учёному, политическому деятелю и муфтийю Аварского ханства Нур-Мухаммаду ал-Авари. Во время учёбы в Хунзахе он жил в доме ханши Паху-бике (Баху-Меседу-бике), своей дальней родственницы по отцу. Г.-б. завершил своё образование в Аракани у Саʻида-эфенди ал-Харакани, учителя Нур-Мухаммада, одного из крупнейших учёных и преподавателей в Нагорном Дагестане XIX в. За 16–18 лет он изучил Коран, тафсир, арабский язык, риторику, логику, хадисы, право (фикх).
Он оставил разгул, порвал с хунзахскими друзьями и родственниками, сделавшись ревностным сторонником очищения нравов и обычаев кавказских мусульман, распространения среди них «чистого» шариʻата. Когда Гази-Мухаммад объявил джихад русским завоевателям и их пособникам (мунафикун) из числа горской знати и правителей (ру’аса’, кубара’) сельских общин и конфедераций горцев, Г.-б. присоединился к нему, возглавив ополчение гоцатлинской молодежи (‘аскар).
Став заместителем (на’иб) Гази-Мухаммада, Г.-б. подчинил его власти союзы общин Койсубули (авар. Хиндалал) и Андалал , участвовал в походах первого имама против андийцев и хунзахцев. Осенью 1830 г. Г.-б. вместе с Ших-Ша‘баном ал-Бухнади (из сел. Бухнада) отправился к аварцам Северного Азербайджана, где возглавил отряд Джаро-Белоканского союза сельских общин, присоединившегося к Имамату. Восставшие были разбиты. Г.-б. пытался завязать переговоры с генерал-лейтенантом С.С.Стрекаловым, обещая покориться императору в обмен на пожизненную пенсию, но был арестован в Закаталах и отправлен под конвоем в Тифлис. В начале 1831 г. по просьбе генерал-майора русской армии Аслан-хана Казикумухского Г.-б. был освобождён. Вернувшись в Нагорный Дагестан, он участвовал в обороне построенной Гази-Мухаммадом крепости Агач-кала, затем вновь пытался поднять горцев Джара против русских. Начавшаяся среди повстанцев эпидемия, а затем поражение в Чумкешкенте вынудили Г.-б. отступить в Гоцатль. В сентябре 1832 г. он двинулся оттуда с отрядом в 1000 человек на помощь Гази-Мухаммаду, осаждённому русскими в Гимрах, но подоспел, когда тот уже погиб при штурме.
Один-два года после гибели первого имама Г.-б. боролся за власть. Сначала его поддержала лишь небольшая часть сподвижников Гази-Мухаммада. Многие хотели иметь правителем не гоцатлинского чанку, а гимринского узденя Шамиля. В 1833 или 1834 г. совет учёных (‘улама’) и правителей (ру’аса’) Койсубули объявил Г.-б. вторым имамом. Где это произошло, в точности неизвестно: указывают либо Гоцатль, либо Короду или Ирганай. Немецкий учёный и современник Г.-б., Ф. Боденштедт, говорил, что его назначил сам накшбандийский шайх Мухаммад ал-Йараги, муршид Гази-Мухаммада, живший тогда в Бухнаде, но другие источники не подтверждают его сообщения. Остальные горные районы Андийского и Аварского Койсу были подчинены силой.
В конце 1833 — начале 1834 г. Г.-б. совершил походы на Ирганай, Унцукуль и Гергебиль. Его власть признали также союзы сельских общин Гидатля, Андалал, Ункратля, каратинцев, багулал и тиндинцев.
Г.-б. следовал предложенной Гази-Мухаммадом тактике набегов на земли союзов сельских общин и горской знати, признавших власть России. Он разбил отряды Мехтулинского хана и шамхала Тарковского, но потерпел серьёзное поражение от соединённых сил Казикумухского хана, акушинцев и цудахарцев под селением Хаджал-махи и не смог перенести войну на равнину. Г.-б. продолжал истреблять роды беков, их имущество переходило в казну (араб. байт ал-мал) Имамата, сохранённую для Г.-б. матерью Гази-Мухаммада. Эти средства позволили ему осуществить поход против Аварского ханства. В июне–июле 1834 г. он осадил Хунзах, овладел им и безжалостно перебил ханскую семью и её ближайших сторонников, включая престарелую ханшу Китлилай, Паху-бике, её сыновей Абу Нацал-хана и ‘Умма-хана Аварских, Сурхай-хана б. Гебека и своего бывшего учителя Нур-Мухаммада ал-Авари. Только малолетний Булач-хан был оставлен в живых и перевезён в качестве аманата в Гоцатль. Всё имущество ханов, захваченное в Хунзахе отрядом Шамиля, было передано в байт ал-мал. На эти средства Г.-б. стал готовиться к походу против русских.
С осени 1834 г. Г.-б. открыто начал играть роль правителя (амир) Аварии и традиционно зависевших от него союзов горных селений Северо-Западного Дагестана и Южной Чечни. Столицу Имамата он перенёс в Хунзах, куда переселился вместе с казной. Здесь по его приказу начали строить новую большую соборную мечеть. Превращение имама в правителя государства началось ещё при Гази-Мухаммаде — в присоединившихся к нему селениях он нередко оставлял своих заместителей-на’ибов. У Г.-б. были уже постоянные на’ибы, каждый из которых возглавлял определенный район. Одним из наиболее приближенных к Г.-б. на’ибов стал будущий имам Шамиль. Деятельность второго имама была бурной, но непродолжительной. Против него возник заговор хунзахской молодёжи, во главе которого встали ‘Усман и Хаджжи-Мурад Аварские, молочные братья убитых ханов. 19 сентября 1834 г. Г.-б. был убит ‘Усманом во время пятничной молитвы в мечети Хунзаха. Шамиль и остальные на’ибы с основными силами койсубулинцев покинули Хунзах сразу после убийства ханов. Люди Г.-б. были заживо сожжены во дворце.
Сторонники второго имама в пику хунзахцам поставили над его могилой на окраине их селения высокую каменную стелу, но те сломали её. Когда в 1856 г. Хунзах ненадолго попал под власть Шамиля, его на’иб Даит-бек приказал наскоро сложить над могилой мавзолей из саманных кирпичей, но, как только селение оказалось в руках русских войск, хунзахский на’иб Аварии ‘Алим-Дибир ал-Кунашуки разрушил мавзолей.
После окончания Кавказской войны Газияв ал-Авари реставрировал мавзолей на средства земляков Г.-б. Вплоть до начала XX в. это здание и сам намогильник то разрушали, то вновь восстанавливали. Сейчас здесь стоит изготовленная во 2-й трети XIX в. из песчаника стела высотой около 2 м, намного выше большинства других памятников кладбища. На ней вырезана длинная историческая надпись в 21 строку. Это многословный панегирик религиозной и военной деятельности всех трёх дагестанских имамов — самого Г.-б., его предшественника, Гази-Мухаммада, и преемника, Шамиля, — и гневное обличение лицемеров (мунафикун) из Хунзаха. 19-я строка надписи испорчена, в этом месте памятник был сломан.
Отношение к памяти второго имама на Северо-Восточном Кавказе неоднозначно. Он популярен менее других имамов Дагестана и Чечни XIX в. В отличие от Шамиля, Гази-Мухаммада и Мухаммада ал-Йараги недавний 200-, а затем 225-летний юбилеи Г.-б. никак не отмечались ни в Дагестане, ни в других республиках Северного Кавказа. Некоторые устные предания и исторические песни горцев рисуют его мучеником за веру (шахид), подло убитым «царскими сатрапами». Его могилу почитают «святым» местом (зийара). Возле неё укреплены высокий металлический шест, рядом с ним — беседка для паломников. В то же время у аварцев, даргинцев и лакцев сохранился «антиимамский» цикл исторических песен. В них Г.-б. представлен жадным и коварным тираном, а его люди — трусливыми разбойниками, сильными только своим числом. Наиболее враждебно к Г.-б. настроены хунзахцы.
Деятельность второго имама вносит некоторую ясность в историю джихада на Северном Кавказе XIX в. Связь движения с суфиями была сложнее, чем принято полагать. Нельзя отождествлять Имамат с сетью отделений вирдов накшбандийи-халидийи, как это делают некоторые учёные (А.Зелькина). Г.-б. никак не был связан с братством. Анализ местных арабоязычных источников времён Имамата, проведенный недавно немецким востоковедом М.Кемпером, свидетельствует, что ни его предшественник, ни ещё более знаменитый преемник не были муршидами суфийского братства. Ни один из них не включён в современные им списки (силсила) шайхов накшбандийи-халидийи, составленные на Северном Кавказе. Никто из них не оставил суфийских сочинений, от Г.-б. дошли лишь короткие письма. С другой стороны, известно, что некоторые накшбандийские шайхи (например, Мухаммад ал-Йараги) выступали за джихад, кое-кто из них даже переселился на территорию Имамата. При Г.-б. и других имамах сложилась своего рода гвардия, получившая название «наибских» (или «шариʻатских») муридов (муридун шарʻийун). Сам Г.-б. был сначала «шариʻатским» муридом Гази-Мухаммада. Перед боем воины имама исполняли «громкий» зикр. Всё это позволяет говорить о перенесении ряда чисто суфийских понятий и практик во внесуфийскую среду и их активном использовании в борьбе между разными политическими течениями среди мусульман Северного Кавказа в эпоху включения региона в состав Российской империи.
Лит-pa: А.Неверовский. Истребление аварских ханов в 1834 г. СПб., 1834; F.Bodenstedt. Die Völker des Kaukasus und ihre Freiheitskämpfe gegen die Russen. Ein Beitrag zur neuesten Geschichte des Oriens von Vriedrich Bodenstedt. Frankfurt an Mein, 1848, 240–262; Гамзат-бек, второй имам Чечни и Дагестана. Смерть ханши Паху-бике. Описание ханского дворца в Хунзахе // Кавказский сборник. Тифлис, 1911, XXXI, 1–40; С.К.Бушуев. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М.–Л., 1939, 78–81; М.Е.Шиллинг. Дагестанская этнографическая экспедиция 1944 г. // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. М., 1946, вып. 1; Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи, 8, 14, 16, 20, 31–34, 36–38, 51, 100, 157, 214; Л.И.Лавров. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. 2. Надписи XVIII–XX вв. М., 1968, 100–103, 118–119, 167, 173, 242; А.А.Ахлаков. Героико-исторические песни аварцев. Махачкала, 1968, 137–149; Мухаммед-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах / Пер. с арабского и коммент. А.М.Барабанова и Т.М.Айтберова. Махачкала, 1990, I, 26, 29, 40–47, 127–128; Г.-Э.Алкадари. Асари Дагестан. Махачкала, 1994, 129–132; Гаджи-Али. Сказание очевидца, 25–28, 78–80, 108–110; Г.-А.Д.Даниялов. Имамы Дагестана. По долинам и скалам Дагестана. Т. II. Махачкала, 1996; Абдурахман. Книга воспоминаний, 17б–22а, 204б, 208а, 283б; Сказания народов Дагестана о Кавказской войне. Махачкала, 1997, 31–35, 118–135; Н.И.Покровский. Кавказские войны и имамат Шамиля / Под ред. В.Г.Гаджиева. М., 2000, 183–184, 222–250; Zelkina. In Quest for God and Freedom, 161–168, 175, 204; В.О.Бобровников. Имам Гамзат-бек // МавраевЪ. 2014, № 4(5), 26–29.
В.О.Бобровников