Гаукушан (букв. «Бойни») — архитектурный ансамбль в Бухаре (2-я половина XVI в.). Расположен в одноимённом квартале на территории Хисар-и нау по сторонам канала Шахр-и руд. Состоит из пятничной мечети (джума-мечеть) со встроенной квартальной мечетью, минарета, мадрасы и водоема (хауза). Строительный материал — жжёный кирпич.
Джума-мечеть (другое название — Хваджа Калан, или Хваджа) возведена в 981/1573-74 — 987/1579-80 гг. Второе и третье названия связаны с именем строителя — хваджи Са‘да Джуйбари (938/1531–997/1589 гг., с 971/ 1563 — глава суфийского братства накшбандийа, шайху-л-ислам). План джума-мечети в общих чертах имеет сходство с главной соборной мечетью Бухары — Калан. Прямоугольное в плане здание (6750 м) обращено главным фасадом на восток — на небольшую торговую площадь; северный фасад «глухой», с выходом на квартальную улочку; углы западного фасада скошены, что связано с исторически сложившимся направлением улицы; южный фасад вытянут вдоль канала Шахр-и руд, разделён арочными нишами с оконными проёмами и входом, выделенным небольшим порталом. В интерьере на продольной оси с востока на запад последовательно рас полагаются: главный вход, оформленный монументальным порталом, обширный двор, обведённый по периметру сводчатыми галереями, и здание максуры, выделенное порталом и перекрытое куполом. Слева у максуры размещается помещение для омовения (тахарат—хана), с отдельным входом с улицы. В период строительства в северо-восточную часть здания был «вкомпонован» зал квартальной мечети Хайй («Живой» — одно из имен Аллаха?), в её стенах располагались входы в галерею джума-мечети, выходы на улицу и глубокий айван. К квартальной мечети были пристроены две худжры мадрасы, обращённые входами на улицу. Согласно местному преданию, при постройке джума-мечети хваджа Са‘д захватил часть земли жилого квартала. Не смея открыто протестовать, жители сказали ему: «Хай-хай (ладно-ладно), но дайте и нам место для мечети». Тогда якобы при строительстве в план джума-мечети был введён зал квартальной мечети. Когда-то на главном фасаде джума-мечети располагалась строительная надпись, а дворовые фасады были декорированы расписной майоликой. Во дворе перед максурой находился шестигранный киоск для мукаббиров. До наших дней сохранилось менее половины здания
с минаретом.
К 40-м гг. ХХ в. конструкции джума-мечети находились в аварийном состоянии, в 1957 г. было разобрано более половины здания, в 1999–2001 гг. было предпринято неудачное восстановление главного фасада.
Минарет примыкает к юго-восточному углу джума-мечети и связан арочным мостиком с её кровлей. Это слегка утончающийся кверху массивный столб (высота 16,9 м, диаметр у основания 3,42 м), завершается 10-гранным фонарём с арочными проёмами в каждой грани. В ротонду фонаря ведёт винтовая лестница. Ствол покрывают горизонтальные мозаичные пояса геометрического орнамента, выполненные из плиток шлифованной терракоты.
В 1950–1952 гг. минарет был выпрямлен, а в 1974–1975 гг. отреставрирован.
Основатель мадрасы Г. — хваджа Ислам Джуйбари (898/1493–971/1563), строительство завершил его сын хваджа Са‘д в 974/1566-67 г. Северным фасадом мадраса обращена к левому берегу канала Шахр-и руд, главный вход — с востока. Здание в плане имеет вид трапеции — подчинено исторически сложившейся топографии местности (площадь 1365 м2). По этой же причине главный фасад мадрасы не имеет фланкирующих башен. Сооружение традиционного плана. Главный вход, отмеченный порталом с прямоугольной нишей, перекрыт стрельчатым сводом. В его крыльях по второму этажу располагаются сводчатые лоджии, связанные с худжрами, нижний этаж декорирован плоскими декоративными нишами. Из небольшого вестибюля можно попасть во двор, мечеть и небольшой минарет — азан-хана, устроенный на кровле здания. Вокруг двора располагаются одноэтажные худжры, в северо-западном и юго-западном углах — дарс-ханы. Главная ось здания замыкается на западном дворовом фасаде глубокой нишей летней мечети, оформленной небольшим порталом. На главном фасаде и во дворе мадрасы кое-где сохранилась декорация плитками расписной майолики (эпиграфика и растительные орнаменты).
Мадраса относилась к категории «высших». Во 2-й половине XVI в. мударрисом в ней был Мухаммад-Тахир ал-Хирави ал-Хабушани ал-Бухари. В 1-й трети XIX в. жалованье мударриса составляло 700 тилла, студенты получали от 8 до 9 тилла в год. В начале ХХ в. годовой вакфный доход мадрасы составлял 190 тыс. танга, библиотеки (китаб-ханы) — 5 тыс. танга.
Укрепительные работы в мадрасе проводились в 1927 и 1933 гг., а в 80-х гг. она была отреставрирована.
Восьмигранный каменный водоём (хауз) Г. возведен, вероятно, одновременно с джума-мечетью. В начале ХХ в. вокруг него располагались торговые ряды продавцов жареного гороха, мастерские токарей и шапочников. Засыпанный в 1925 г., хауз восстанавливается в наши дни.
Лит-ра: Ханыков. Описание, 86; Шишкин. Архитектурные памятники; Ремпель. Из истории градостроительства, 227–228; Сухарева. Квартальная община, 190; В.Шварц. Исследование и реставрация медресе Гаукушон в Бухаре // САУ. 1977, № 3, 20–23; Б.Бабаджанов. Архитектурные памятники в средневековых письменных источниках // САУ. 1991, № 6, 8–9.
Е.Г.Некрасова