Гулам-ата, Нармат (род. в 1916 г.) — практикующий йасавитский шайх, ныне проживающий под Наманганом в своем родном селении Ку-йи гирван. Арабской грамоте, чтению Корана и основам зикра учился у своего отца Нармат-ата (Нар-Мухаммад-ата), который зарабатывал на жизнь плетением особых плоских корзин — сават. В середине 30-х гг. Г.—а. вошел в кружок (халка) участников зикра. Непосредственного учителя у него не было; мистический опыт он приобрел, участвуя в обрядах зикра, во время бесед с опытными шайхами и читая суфийскую литературу. По его словам, такой способ «вхождения в шарика» (путем участия в обрядах зикра) у йасавийа— самый обычный, так как их зикр проводится при большом стечении людей, которые часто из зрителей превращаются в участников этого зажигательного обряда.
С 1941 по 1943 г. Г.—а. был на войне, получил тяжелое ранение и демобилизовался. После войны он вошел в наманганский кружок (холка) йасавийа, состоявший из 9 шайхов; остальные участники зикра менялись. Несанкционированные властями зикры проводились тайно в домах кого-нибудь из участников либо в глухих отдаленных селениях (в частности, в селении Туда под Чустом). Количество участников и «зрителей» колебалось от ста человек до 2 тыс. Решившему стать участником халка рассказывали о четырех основных видах йасавитского зикра, его несложных формулах и разъясняли принципы дыхания. В дальнейшем закир («вразумленный») должен был сам учиться способам вхождения в транс посредством участия в зикре; он мог лишь рассказать о своих видениях и состоянии опытным закиром, и те давали соответствующие советы. Г.—а. считает, что у каждого закира мистический и трансцендентальный опыт строго индивидуален, так как обретается во время зикров, когда участников «ведет Аллах». Главой наманганского кружка (сар-халка) был Мухаммад-Сиддик-пошшо, после смерти которого (1988 г.) этот кружок фактически распался. Ныне из 9 шайхов здравствует только Г.-а., который иногда участвует в зикрах других халка. Строгой структуры, как, например, у накшбандийи, у современных йасавитских групп Узбекистана и Казахстана нет. Их объединяет лишь коллективная ритуальная практика.
Имея многолетний мистический опыт, Г.—а. не может, однако, адекватно объяснить ощущения и духовное состояние закиров до и после зикра. Он и остальные шайхи их халка не знали значения технических суфийских терминов и не стремились отождествить свои состояния с описанными в известной им теоретической суфийской литературе. Однако в настоящее время Г.—а. — один из немногочисленных йасавитских шайхов Ферганской долины, которые еще помнят все традиционные виды «громкого» зикра (джахр) и знают до тонкостей технику и специфику их исполнения. К «тихому» зикру (хафи) Г.—а. относится вполне лояльно, но считает, что джахр более эффективен для достижения «состояния» (хал).
Лит-ра: Babadjanov. Le renouveau, 292–294; интервью с Гулам-ата (рук.).
Б.М.Бабаджанов, А.К.Муминов ал-Кикуни