Гюлшанийа (гулшанийа) — суфийское братство, основанное Ибрахимом б. Мухаммадом Гюлшани (ал-Гулшани) в Азербайджане во второй половине XV в. в правление династии Ак-Коюнлу и распространившееся впоследствии во всех уголках Османской империи (особенно в Египте). Традиционно суннитское, братство Г., будучи одним из ответвлений материнского братства халватийа, возводило свою родословную к четвертому «праведному» халифу ‘Али (ум. от ран в 661 г.). Братство придерживалось учения Ибн ал-‘Араби, практики некоторых хорасанских школ мистицизма (в частности, школы ал-Джунайда ал-Багдади, ум. в 910 г.), а также практики, разработанной вторым пиром (пир-и сани) братства халватийа ас-саййидом Йахйей б. ас-саййидом Баха’ ад-дином аш-Ширвани аш-Шамахи ал-Бакуви ал-Халвати (ум. в 1464 г.). Благодаря шайху Ибрахиму Гюлшани и некоторым его последователям и ученикам восточно-суфийское по происхождению братство Г. распространилось и на западе, среди арабов.
Члены Г. и в тот период, когда во главе братства стоял шайх Ибрахим Гюлшани, и после него играли большую роль в политической жизни Ближнего и Среднего Востока. Братству покровительствовали османские султаны.
Центральная обитель братства (Гюлшенийе дергяхи) находилась в Каире, ей подчинялись региональные обители (в гавани Каира Булак, в Александрии, Халабе, ‘Урфе/Рухе, Дийарбакре и т. д.). Четыре обители братства находились в Стамбуле. Известными «заместителями» (халифа) шайха Ибрахима Гюлшани были Садик — эфенди (ум. в 1554 г.) и ‘Ашик Муса (ум. в 1567 г.), возглавлявшие обители соответственно в Дийарбакре и в Эдирне и сыгравшие значительную роль в распространении влияния братства Г.
В Г. установился наследственный принцип руководства. После Ибрахима Гюлшани руководителем братства стал его сын Ахмад Хайали, а затем последовательно братство возглавляли его потомки по мужской линии, кроме Мухйи — заде шайха Амира Хасана, который был сыном дочери Ахмада Хайали.
Организационная структура братства стала формироваться при шайхе Ибрахиме Гюлшани и окончательно сложилась при его сыне и внуке. В Г. утвердилась строгая иерархия подчинения дарвишей — неофитов (муридов) заслуженным членам братства — халифа, тарикаджи — эфенди (муршидам).
Жизнь дарвишей в обителях братства была строго регламентирована Уставом (сборником норм поведения, адаб, дарвишей Г.). Согласно легенде, распространенной среди суфиев этого братства, Устав был написан самим шайхом Ибрахимом Гюлшани. В нем определены обязанности руководителей обители — тарикаджи—эфенди и турбедар — деде и дарвишей—неофитов, описаны трапеза в будни и в праздничные дни, правила поведения образованных и необразованных (кардашлар) братьев, формы наказания дарвишей, правила для суфиев-путешественников, распространявших идеи тариката.
Дарвиши братства совершали «громкий» зикр (зикр-и джали) — во время коллективных радений — и «тихий» зикр (зикр-и хафи), который совершал каждый дарвиш в уединении в своей келье (худжре). Зикры братства Г. сопровождались молитвенными формулами («прекрасные имена» Аллаха), изложенными в молитвенных сборниках (аурад): а) Аурад-и фатх-и Аллахумма — Йа Латиф, Йа Хафиз, Йа Дафи‘ Йа Мани‘, Йа Аллах; б) Аурад-и кахрийа— Кадир, Муктадир, Кави, Ка’им, Каййум, Куддус, Кадир, Кахир. После утренней молитвы дарвиши 450 раз произносили «Йа Дафи‘, Йа Мани‘, Йа Аллах», читали 36-ю суру Йа син и айат-и баййинат (видимо, айаты 98-й суры Корана «Ясное знамение», или «Очевидность», — сурат ал-Баййина), трижды громко произносили формулу единобожия (ат-таухид) и читали джуз’ы («части») Корана; затем каждый дарвиш уходил в свою худжру и читал утренние (рассветные) молитвы (салават-и ишрак). После полуденного намаза произносили «Йа Ра’уф, Йа Вадуд, Йа Аллах» (470 раз), затем читали 67-ю суру «Власть» (сурат ал-Мулк) и произносили формулу единобожия. За предвечерней молитвой повторяли «Йа Басит, Йа Му‘изз, Йа Аллах» (275 раз), затем читали 78-ю суру «Весть» (сурат ан-Наба’) и произносили формулу единобожия. После вечерней молитвы 750 раз повторяли «Йа Раззак, Йа Рахман, Йа Аллах» и читали молитвы «раскаивающихся» (салават-и аввабин). После ночной молитвы 415 раз произносили «Йа Рахим, Йа ‘Азиз, Йа Аллах». Братство практиковало также вирд ас-Саттар, разработанный ас-саййидом Йахйей аш-Ширвани.
Во время инициации «заместители» братства вручали неофиту кушак (пояс), шемле (особый плащ, надевание которого было отличительной чертой посвящения в братство Г.) и хирку. Затем новичка представляли главе братства. Шайх и халифа расспрашивали его о том, из каких краев он прибыл, кто его родители и т. д. После этого дарвиша вели прогуляться по священным берегам Нила. Вся эта процедура предшествовала длительному испытанию, которому подвергались дарвиши. Оно было двух видов: дарвишское и так называемое мужское. Дарвишское подразумевало три года службы в обители, «мужское» — семь, двенадцать или же сорок лет упорной и беспрекословной службы. Неофит должен был выполнять 36 обязанностей — стирать одежду всех членов братства, готовить пищу, убирать обитель и т. д. Дарвиши Г. носили головной убор (тадж) в восемь складок, тесную одежду из некрашеной ткани и соломенные башмаки куб — куб.
Среди наиболее известных деятелей братства — Мухйи Мисри Гюлшани (Мухаммад б. Фатх Аллах б. Аби Талиб, 1528–1605), создавший впервые в мире восточный язык эсперанто (Балибилен) и снабдивший его словарем и правилами, а также написавший биографию шайха Ибрахима Гюлшани, и Шемлели-заде Ахмад — эфенди (ум. в 1678 г.). Последний проповедовал учение Гюлшани, описал структуру и ритуальную практику братства.
Впоследствии от Г. отделились два дочерних братства— сезаийе (основатель — Хасан Сезаи, ум. в 1738 г.) и халетийе (основатель — Хасан Халети б. ‘Али ал-А‘ла, ум. в 1911 г.).
Лит-ра: ‘Али Хилми ад-Дагистани. Фихрист ал-кутуб ат-туркийа ал-мауджуда фи-л-кутубханат ал-Хидивийа. Каир, 1306/1888, 335; Н.Э.Алескерова. Сведения о суфийском тарикате Гюлшанийа в сочинениях Мухйи Гюлшани «Манакиб-и Ибрахим-и Гюлшани» и Шемлели-заде Ахмада Эфенди «Шиве-и тарикат-и Гюлшанийа» // Ислам арашдырмалары, VII бурахылыш. Бакы, 1996 (на азерб. яз.); С.Эрайдын. Тасаввуф ве тарикатлар. Истанбул, 1990, 467–468 (на тур. яз.); см. также лит-ру к ст. Гюлшани.
Н.Э.Алескерова